Что значит односоставное предложение и двусоставное. Односоставные и двусоставные предложения

Главным отличием двусоставного предложения от односоставного является наличие подлежащего и сказуемого. То есть в нем имеются оба главных члена.

Сегодня Роман не выполнил домашнее задание.

Наступила осень.

Отогревшись, божья коровка выползла на камень.

Односоставные предложения

Имеют лишь один из главных членов предложения. Они имеют законченную мысль и понятны вне текста.

Берег озера.

Вечерело.

Зимой поеду в горы.

Виды односоставных предложений схема и таблица с примерами

Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какой из главных членов присутствует. Если это подлежащее, то оно будет назывным, если сказуемое, то тогда может быть одним из 4-х видов: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное и обобщённо-личное (последний вид выделяется не всеми лингвистами, иногда говорят о значении обобщённости у определённо-личных и неопределённо-личных предложений).

Итак, есть пять видов:

  • , их еще называют номинативными;
  • обобщенно-личные;

В нашей общей таблице мы объединим все виды.


В речи односоставные и двусоставные предложения вступают в синонимические отношения: мы можем передать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями, то есть синтаксическими синонимами.

Например:

Наступил вечер. (Двусоставное).

Вечер. (Односоставное назывное).

Вечереет. (Односоставное безличное).

Односоставные предложения видео

Конспект урока 8 класс

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы.

Цели урока:

  • обобщение изученного материала по односоставным предложениям;
  • отработка умения определять виды односоставных предложений, употреблять в речи двусоставные и односоставные, разных видов в качестве синонимичных конструкций;
  • развитие умения работы в парах.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

    Ученик у доски заполняет таблицу «Виды односоставных предложений», приводит примеры.

    В это время – проверка письменного домашнего задания: выборочно несколько работ проверяет учитель; один ученик читает вслух, все проверяют.

    Ответ учащегося по таблице (класс участвует: приводят примеры из домашнего задания, придумывают свои).

    Создание проблемной ситуации:

    Для чего используются в речи односоставные предложения?

    Можно ли заменять двусоставные односоставными (и наоборот)? Будет ли при этом меняться значение?

    Это – тема нашего сегодняшнего урока.

    (Объявление темы, обратить внимание на организацию работы на уроке: работа в парах).

  2. Задания (распечатаны по количеству пар):






    (Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)

    Ответы по карточкам:

    Вариант 1: Мне хочется научиться кататься на коньках. Пете вчера нездоровилось. Детям не хочется возвращаться домой из лагеря.

    Вариант 2: В лагере из-за угрозы эпидемии запрещено навещать детей. Было приказано объявить карантин. Рекомендовано всем пользоваться марлевыми повязками.

    Вариант 3: Снег укрыл озимые.- Снегом укрыли озимые. – Снегом укрыло озимые. Песок потушил огонь. – Песком потушили огонь. – Песком потушило огонь. Взрыв уничтожил здание.- Взрывом уничтожили здание. – Взрывом уничтожило здание.

    Вариант 4: В окно дует. В трубе воет. Где-то грохочет.

    Вариант 5: Тебе весело. Тебе видно надпись? Можно мне позвонить?

    Вариант 6: Вам меня не убедить. Тебе на собрании выступать первым. Нам бы побеседовать с тобой перед уроком.

    На выполнение заданий отводится 3-5 минут. 4-е и 5-е задания можно дать более слабым ученикам, 3-е – сильным. При проверке один ученик из пары записывает один пример на доске, второй – читает все предложения, отвечает на вопрос об их значениях. Класс записывает пример с доски.

    Учащиеся делают вывод: в языке существуют синонимические конструкции – односоставные и двусоставные предложения, они имеют различия в оттенках значений, и это надо учитывать.

    «Конструктор»: из двух простых предложений строим одно сложное (продолжение работы в парах).

    Два ученика выходят к доске и записывают по одному предложению, которые диктует учитель. Подчеркивают главные члены, определяют вид (двусоставное или односоставное, если односоставное, то какое именно). Строим сложное: один ученик записывает (и с ним весь класс), объясняя встретившиеся орфограммы, второй строит схему и записывает его характеристику.

    Середина января. – односоставное, назывное. Все предложение является подлежащим.

    На полях почти нет снега. – односоставное, безличное. Сказуемое состоит из двух слов: нет снега.
    Середина января, а на полях почти нет снега. , а .
    Сложное, состоит из двух простых, 1-е – односоставное, назывное, 2-е – односоставное, безличное.

    Вот новое здание детского сада. Рядом с ним строят стадион.

    Луну закрыло огромным лохматым облаком. Начался проливной дождь.

    Утром поедешь в город. Обязательно купи сборник сканвордов.

    Поздняя осень. Вечереет и тянет прохладой.

    Подводим учащихся к разрешению проблемной ситуации, к выводу: какую роль играют односоставные предложения в речи, для чего они используются?

    (Создают разнообразие форм выражения мысли; нет повторения сходных конструкций; речь становится яркой и выразительной ).

  3. Наблюдения над приемами создания выразительности в художественном тексте (отрывки предварительно записаны на закрытой части доски).

    Подуло холодком

    От подступившей тучи.

    И чернотой ее

    В природе все затмилось.

    Вдруг молнии копье,

    Блеснув, переломилось.

    За рекой осыпается лес.

    Пожелтело за лесом болотце.

    И в осенней лазури небес

    Журавлиная ниточка вьется.

    Посмотри и послушай, мой друг,

    Как кричат эти мудрые птицы,

    Улетая на солнечный юг,

    Чтоб на север потом возвратиться.

    О чем эти стихи? Какой художественный прием в них используется? (Метафора). Какие предложения используются? (Односоставные и двусоставные, в первом отрывке – безличное, во втором – безличное как часть сложного ).

    Вывод по уроку:

    использование односоставных предложений делает речь ярче и выразительнее, помогает избежать повторений, поэтому мы находим их в художественных текстах; при использовании синонимичных предложений нужно быть внимательными, так как меняются оттенки значений.

  4. Итоги урока, оценивание, рефлексия.

    Домашнее задание: упр. 141 (подготовка к уроку развития речи). Прочитайте текст. Почему он так называется? Выполните задания:

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

В котором присутствуют как подлежащее - одиночное или со словами, от него зависимыми, так и сказуемое - также одиночное или с попутными словами, от него зависящими. Итак, первый состав - подлежащее, второй состав - сказуемое. Синтаксическое построение двусоставных предложений разделяется на два главных типа - именной и глагольный.

Глагольные и именные предложения

В предложениях, относящихся к глагольному виду, сказуемое выражено личной формой полнознаменательного глагола. Двусоставные предложения глагольного типа заключают в глаголе выраженное отношение к подлежащему, а также все нужные предложению категории модальности и времени. Например: Она замолчала . Главные члены двусоставного предложения здесь очень легко определимы.

Именной тип предложения требует сказуемого как минимум из двух слов. Одним из них является связующий глагол "быть" со всеми его эквивалентами, передающими категории модальности и времени. А именная часть тоже передаёт значение сказуемого. Например: Она была рыжая (или рыжей ). Он был менеджер (или менеджером ). Связку легко можно опустить, но смысл предложения слегка изменится: Она рыжая . Он менеджер . То есть отсутствие этой связки передаст настоящее время глагола и изъявительное наклонение.

Смысловые отношения

Грамматическая основа двусоставного предложения выявляет типы смысловых отношений. Они могут быть следующими.

1. Характеризующий тип, когда сказуемое выражено качественными признаками, состояниями или действиями подлежащего. Например: Книга лучший подарок . Облако лёгкое, белоснежное, как лебединое крыло .

2. Тип двусоставного предложения, показывающий отношения тождества между сказуемым и подлежащим. Например: Я Пешков .

3. Тип, выявляющий между сказуемым и подлежащим отношения бытия и составляющийся из чисто бытийного глагола "быть" (даже в нулевой форме) как обстоятельства области бытия, места бытия и существительного, прямо называющего бытующий предмет. Например: Где-то была у меня эта книга . В карманах пусто . Ветер в голове .

Необходимо запомнить типы двусоставных предложений. Их три, выше они перечислены.

Одноимённые категории согласования

Это основная разновидность, где двусоставные предложения имеют связь между своими главными членами в чисто формальном выражении, когда они согласованы в одних и тех же категориях - роде, числе, лице. Это значит, что подлежащее стоит в именительном падеже, а сказуемое имеет в составе спрягаемые формы глаголов, прилагательных, причастий. Таким образом может быть построено двусоставное предложение. Примеры: Дверь скрипит . Девочка веселится . Они уходят . Мы его теряем . Магазин закрыт .

Если согласование отсутствует, связь между сказуемым и подлежащим формально не выражена, она может проявляться только в определённом порядке слов и интонациях. Например: Техника в руках дикаря - кусок пластмассы . Её страсть - книги . Задача пролетариата - сплочённость . И богатые плачут . В подобных случаях разглядеть главные члены двусоставного предложения возможно после долгого колебания. Даже уверенно отнести данные предложения к двусоставным почти невозможно. Ещё примеры: У соседей день рождения . Грабителей уже ждали . Завтра экзамен . Все - в сад . Этот путь невозможен .

Определение двусоставности

Как уже было сказано, двусоставное предложение - это подлежащее (со второстепенными членами или без них) и сказуемое (со второстепенными членами или без них). Количество и качество второстепенных членов (составы) предложения может быть разным, это зависит от развёрнутости грамматического построения. Например: Обычное зимнее настроение расцветало майской сиренью . Здесь слово настроение - подлежащее, в составе которого определения обычное и зимнее , а слово расцветало - сказуемое с майской сиренью в составе.

Двусоставное неполное предложение не имеет всех составов, однако двусоставным быть не перестаёт, поскольку отсутствие состава всегда подразумевается. Например: Твой брат не был в школе? - удивилась мама. - Был, - ответила сестра . В последнем предложении легко угадать состав подлежащего, хотя он отсутствует.

Структура двусоставных предложений

Двусоставные предложения противопоставляются односоставным, в которых главный член один, похожий либо на подлежащее двусоставного предложения, либо на сказуемое. Таким образом, рассматривая способы, которыми выражены главные члены двусоставного, узнаётся и характер главного члена односоставного предложения.

Организующими двусоставное предложение центрами являются подлежащее и сказуемое - предикативное ядро. Между ними возникают отношения, названные предикативными, которые проявляются взаимозависимо. Позиции и того, и другого главного члена предложения независимы и самодостаточны, то есть обязательно составляют предикативный минимум. Например: Пришла долгая, холодная и почти бесснежная зима . Здесь вполне возможно свернуть предложение до чистого структурного ядра. Пришла зима . И всё. Смысл остался на месте. Это простое двусоставное предложение.

Предмет и признак

Определяемое и определяющее всегда взаимосвязаны, так, и сказуемое с подлежащим находится в формальной связи. Это определяется семантическим и грамматическим единством, которое двусоставные предложения имеют всегда. Семантическое начало - предмет и его признак - проходит через взаимосвязи подлежащего и сказуемого, поскольку приписать признак предмету невозможно без определения времени и модальности. Если определить члены по отдельности, связи обнаруживаются очень легко: отношение к сказуемому определяет подлежащее, а само сказуемое тоже имеет связующее отношение к подлежащему и через это определяется. Главные члены предложения помогают определить друг друга, поскольку крепко связаны смыслом.

Но эти связи не только взаимонаправлены, но и позиционно противопоставлены с грамматической точки зрения. Характер и признаки связей прямо указывают на это. Также обязательна иерархия в отношениях главных членов: доминирующее положение подлежащего вызывает грамматическое подчинение сказуемого. Иначе не будет согласования, которое почти непременно содержит двусоставное предложение. Примеры согласования: Ей пригрезился старый дом на вершине холма. Видение это как живое стояло перед глазами. Даже из широкой трубы на крыше уходила в небо прозрачная прядь дымка. Эти двенадцать лет прошлой жизни от неё никуда не ушли.

Здесь сказуемые "пригрезился", "стояло", "уходила", "ушли" выражены только глаголами в прошедшем времени, что вполне грамматически соответствует приложенным к ним подлежащим: "дом", "видение", "прядь", "двенадцать лет", являющимся существительными всех родов - женского, среднего и мужского, которые согласованы со сказуемым и по роду, и по числу.

Нарушение правила

Согласования обычного типа довольно легко нарушить. Примером являются двусоставные предложения, где подлежащему, которое находится в единственном числе, соответствует сказуемое, имеющее по форме множественное число. А, отступись он от правды, не наступит желанного благоденствия. В этом случае сказуемые отступись, не наступит и подлежащие он, благоденствия не согласованы, но вполне употребительны.

Таким образом, явно подрывается идея доминирования подлежащего над подчинённым сказуемым. Многие примеры говорят о том, что синтаксическая связь между центрами предикативных отношений текуча и своеобразна. Основываясь на соотносительности компонентов, такая связь взаимно обусловлена: здесь важны соположение, координация, тяготение. Ещё примеры: Обед готов. Куда без пальто? Бегать полезно. Засор устранён. Это во мне сидит .

О лексических значениях

Когда подлежащее определяется сказуемым, оно не всегда выражается словом одного лексического значения, даже если грамматическое значение предметности соблюдено. Подлежащее может определять что угодно: явление, одушевлённый или нет предмет, лицо, даже отвлечённое понятие. Например: Гроза миновала. Стол меня постоянно ранит своими углами. Иванов носил свою фамилию с гордостью. Нежность переполняла моего героя.

Сказуемое же, когда вступает главным относительно подлежащего, обозначает или действие, или состояние, или свойство, или качество, или количество. А также принадлежность, родовое понятие и много ещё разного. Сказуемое в русском языке всегда до чрезвычайности функционально. Примеры: Горшочек, вари! Она состарилась, а он умер. Молнии блистали поминутно. Перед сном она сладко грезила. И трижды три у неё - шесть! Мой адрес - Советский Союз. Сергиев Посад - небольшой город. То есть понятие главных членов содержит в себе помимо грамматического и семантическое содержание. Более того, главные могут вообще уступить свою роль второстепенным членам. Смысловая нагрузка может принадлежать любому из них. Например: Она гуляла то с одним, то с другим. Домой она возвращалась даже не ночью, а утром.

Выводы

Изучать двусоставные предложения нужно внимательно, отмечая разграничение членов на главные и второстепенные по тем признакам, которые выявляют доминирование одного над другим. Современные синтаксис и грамматика переживают не лучшие времена, и здесь дискуссионность основных вопросов чрезвычайно важна. Особое внимание нужно уделить трудностям характеристик, которые преподносят двусоставные предложения, за счёт исключительного разнообразия способов выражения сказуемых - именно морфологическое выражение имеется в виду. Здесь важны все компоненты, все их функциональные характеристики, особенно это касается составных сказуемых - и именного, и глагольного.

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Двусоставными называются , в грамматической основе которых имеются оба главных члена - подлежащее и сказуемое. В лесу держался запах прелой травы.

Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена - подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень .

Трудность в определении грамматической основы представляют — предложения, в которых может быть не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста. При этом неполные предложения могут быть как двусоставными, так и односоставными.
1) Финишировали велогонщики. Распрямили усталые спины. Во втором предложении не названо подлежащее велогонщики , ясное из предыдущего предложения. Второе предложение является неполным двусоставным.
2) В воскресенье утром иду на стадион. Вечером — на концерт . Во втором предложении не назван главный член односоставного предложения иду . Это неполное односоставное (определённо-личное) предложение.

Неполными предложения могут быть только по составу членов предложения, но не по смыслу. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям (контексту) или соответствующей внеязыковой ситуации.

Назывные предложения

Назывные предложения - это односоставные простые предложения с главным членом - подлежащим. В назывных предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении и утверждается, что этот предмет или это явление есть в настоящем. Скорый поезд . Он гремит лесами, стелет дым на жёлтое жнивьё.

Назывные предложения произносятся с интонацией сообщения. Назывные предложения чаще всего употребляются в публицистическом и художественном стилях.

Глагольные односоставные простые предложения

В глагольных односоставных простых предложениях главный член - сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные.

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личными называются односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. Плывём пустынной Ладогой под яркой аркой-радугой.

В определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени и в форме 3-го лица единственного числа: 3-е лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указывает на лицо. Определённо-личные предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям и нередко используются для того, чтобы избежать повторения одного и того же слова.

2. Неопределённо-личные предложения

В неопределённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголами 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо множественного числа прошедшего времени. Скоро объявят о результатах выборов.

3. Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения - это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое называет действие, относящееся к любому лицу. Группа обобщённо-личных предложений выделяется по смыслу. Грамматически обобщённое значение передаётся обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа. Обобщённо-личные предложения типичны для пословиц и афористичных высказываний. Учи других - и сам научишься .

Обобщённое значение может иметь и форма 3-го лица множественного числа. Спустя лето по малину не ходят .

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения приобретают обобщённое значение (т. е. переходят в разряд обобщённо-личных ), если называют действие, которое может быть отнесено ко всем и к каждому в отдельности . Добро поощряй, а зло порицай .

4. Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Пахнет черёмухой, медовой кашкой и ландышем.

Простыми называются предложения, имеющие одну грамматическую основу и выражающие простое сообщение, например: В минуты музыки печальной я представляю жёлтый плес, и голос женщины прощальный, и шум порывистых берёз.

Простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Двусоставное - предложение в котором есть и подлежащее, и сказуемое: Ночью лампа на окне стояла. Если к подлежащему относятся второстепенные члены, то оно образует группу подлежащего, если к сказуемому, то группу сказуемого.

Поговорим о простом двусоставном предложении

Двусоставное просто предложение состоит из подлежащего и сказуемого.

Начнём с подлежащего:

  • Подлежащее - главный член двусоставного предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое:

  • Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, который характеризует подлежащее и грамматически зависимый только от него.

Сказуемое обозначает действие, признак, состояние предмета речи и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что такое предмет.

Различают глагольное и именное сказуемое.

Глагольное сказуемое отвечает на вопрос что делает предмет?, а именное- что такое предмет? каков он? По структуре глагольное сказуемое бывает простым (один глагольный компонент) и составным (инфинитив в сочетании с вспомогательным глаголом); именное - составным (имя в сочетании с глагольной связкой или без неё).

Сказуемое является простым глагольным, если в его состав входят:

  • частицы;
  • сочетания одного и того же глагола в инфинитив и спрягаемой форме с частицей не;
  • сочетания двух однокоренных глаголов с частицей не при выражении значения невозможности;
  • повторяющиеся сказуемые чтобы обозначить длительное действие;
  • повторяющиеся спрягаемые формы: с частицей так;
  • сочетания двух разных глаголов в одинаковой спрягаемой форме.

Составное глагольное сказуемое образуется аналитически - из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение сказуемого, и инфинитива.

Составное именное сказуемое - это сказуемое, в котором есть глагол-связка, выражающий грамматическое значение сказуемого, и именной части.

Перейдём к простому односоставному предложению

Односоставное предложение - это простое предложение, грамматическая основа которого представлена либо подлежащим, либо сказуемым, например:

  • Город и людей как будто подменили.
  • На деньги ума не купить.

Односоставные предложения подразделяются на глагольные и именные.

Среди односоставных глагольных выделяют определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. Среди именных - назывные.

  • Определённо-личные - предложения, в которых главный член выражен глаголами 1-го и 2-го лица ед.ч и мн.ч настоящего и будущего времени, а также повелительным наклонением.
  • Неопределённо-личные - это предложения, в которых главный член- глагол 3-го лица множественного числа н.вр. и б.вр.
  • Безличные - это предложения, в которых нет подлежащего.
  • Назывные - это предложения, в которых главный член выступает в роли именительного падёжа имени существительного.