Что унесло жизнь гарри гудини. Гудини, гарри

Среди фокусников существует негласное правило: никогда не раскрывать секреты своих трюков. Потому, когда были раскрыты некоторые фокусы Гудини, иллюзионисты возмутились таким нарушением профессиональной этики. Многие из них утверждали, что сами до сих пор используют приёмы известного фокусника. Но Гарри мёртв уже почти 90 лет, а современные иллюзионисты вряд ли пользуются его устаревшими методами.

1. Радио 1950 года

Гудини разработал этот фокус в 1925, за год до своей смерти. На столе располагалось огромное радио размером 2х1 м с ручками-регуляторами и двойными дверями. Продемонстрировав зрителям то, что внутри никого нет, Гудини настраивал нужную ему радиостанцию, и из коробки радио появлялась его ассистентка. «Настройте радио на нужную волну и получите девушку вашей мечты, – объявлял Гудини и добавлял. – Нет, джентльмены, радио не продаётся!»

Секрет фокуса заключался в столе, у которого была двойная столешница. В верхней столешнице был люк. Ассистентка находилась внутри радио, которое устанавливалось на столе, затем она пряталась в верхней части стола и ждала, пока Гудини показывал зрителям пустые внутренности радио, а когда фокусник настраивал радиостанцию, она быстро забиралась назад в радио.

2. Метаморфоза
«Метаморфоза» был одним из его первых фокусов 1894 года. Гудини не был его автором, а усовершенствовал более ранние версии, исполняя свой вариант вместе с женой. Фокус был достаточно сложным. Руки Гудини были связаны за спиной, а сам он сидел в завязанном мешке. Мешок помещался в ящик, ящик закрывался, обвязывался верёвкой и помещался в шкаф с занавесом. Жена Гудини заходила в шкаф, закрывала занавес и три раза хлопала в ладоши. После третьего хлопка занавес уже открывал Гудини, а его жена оказывалась вместо него со связанными руками в мешке.

Секрет на удивление прост: практика. Гудини был экспертом по канатам и узлам. Когда мешок завязывали, его руки были уже свободны. Когда мешок помещали в ящик, он изнутри ослаблял верёвки. Когда жена задёргивала занавес, Гудини выбирался из ящика через заднюю стенку. Три раза хлопал в ладоши он, а не жена. После первого хлопка она забиралась в ящик, не нарушая замки и верёвки. После третьего хлопка Гудини открывал занавес. В то время как он развязывал и отпирал ящик, его жена «упаковывалась» в мешок и засовывала руки в узлы верёвок. Гарри и Бесси настолько отработали этот фокус, что ухитрялись меняться местами всего за три секунды.

3. Освобождение подвешенного человека, одетого в смирительную рубашку

Младший брат Гудини Хардин тоже был фокусником, и оба брата демонстрировали одинаковый трюк освобождения из смирительной рубашки. Гудини решил, что превзойти брата, и усложнил фокус. Обычно он выполнял его на улице перед большой толпой. Его облачали в смирительную рубашку и связывали лодыжки, а затем кран поднимал его на определённую высоту.

Секрет фокуса раскрыл сам Гудини в своей книге «Освобождение из наручников» (1910). Он заключался в небольшом ослаблении рубашки, завязанной на нём. Руки были скрещены на груди, причём правая рука сверху. Когда рубашку затягивали, он делал глубокий вдох, чтобы при выдохе ткань была ослаблена, затем с помощью этого зазора Гудини освобождал руки – а дальше уже дело техники. Говорят, что в редких случаях фокуснику даже приходилось вывихивать плечо. Гудини настолько отработал этот трюк, что сумел сократить время освобождения с получаса до 3 минут.

4. Прохождение через кирпичную стену

Гудини показал этот фокус только несколько раз в Нью-Йорке в июле 1914 года, но данное представление стало настоящей сенсацией. Рабочие строили стену в 3 метра высотой и 3.5 метра длиной на сцене, перпендикулярно зрителям, так чтобы они могли видеть обе стороны стены. Саму стену возводили на ковре. Потом Гудини приглашал зрителей постучать молотком по ней, чтобы убедиться в её твёрдости и крепости. Затем Гудини занимал позицию с одной стороны стены, обе стороны на пару секунд закрывались передвижной шторой на колесиках, затем штора убиралась, и Гудини уже находился с другой стороны стены.

Секрет фокуса заключался в ковре. Под ним был продолговатый, узкий лаз, проходящий под стеной. Кроме того, Гудини использовал разные вариации выполнения фокуса, например, помещая крепкое стекло под стену, чтобы исключить сомнения зрителей насчёт лаза под стеной, а в момент фокуса, когда работники закрывали занавес с обеих сторон стены, быстро менялся с ними местами, переходя на вторую сторону.

5. Фокус с освобождением из наручников

Одним из первых фокусов Гудини был фокус освобождения из наручников. Трюк имел огромный успех, и благодаря ему фокусник получил свой первый контракт на выступления вместе с театром водевиля.

У Гудини было несколько секретов этого фокуса. Иллюзионист изучал замки всю жизнь и обладал энциклопедическими знаниями о наручниках. С одного взгляда он сразу понимал, какой ключ к ним нужен. Позднее Гудини изобрел специальный пояс из гибкой стали, который мог вращаться движением локтя, в ремне было несколько отсеков с различными ключами на выбор. Некоторым наручникам не требовался ключ, достаточно было ловко постучать ими о твёрдую поверхность. Ещё от одного вида наручников можно было избавиться с помощью проволочной петли, отмыкавшей замок.

7. Освобождение из ящика под водой

Всевозможные трюки с освобождением из закрытых ящиков или других ёмкостей стали «фишкой» Гудини. Когда трюки с наручниками ему поднадоели, он переквалифицировался на «тюремные побеги», начав активно их практиковать. Его первое освобождение из ящика под водой было продемонстрировано в Нью-Йорке, в реке Ист-Ривер. На Гудини были надеты наручники, сам он находился в деревянном ящике. Ящик был забит и обмотан цепями, а затем опущен в реку. Гудини всплыл на поверхность через 150 секунд.

Секрет, конечно, заключался в конструкции ящика. Во-первых, в нём были мелкие отверстия, чтобы Гудини мог дышать, пока ящик забивали, обматывали цепями и опускали в воду, а он в это время освобождался от наручников. Во-вторых, на одной из боковых сторон ящика две нижние доски не были прибиты, и их можно было отодвинуть, причём как можно быстрее, пока ящик не упал на дно, когда возникал риск, что он упадёт именно на ту сторону, где были эти две незакреплённые доски.

8. Исчезновение слона

Фокус был исполнен только один раз 7 января 1918 года в нью-йоркском театре «Ипподром». Этот трюк был самым зрелищным, сравнимым только с фокусом под названием «Китайская камера для пыток водой». Гудини завёл слона в большой ящик, а потом слон исчез. Секрет этого фокуса тоже исчез. Ящик был утерян, а поскольку трюк выполнялся один раз, то посвященных в него людей практически не было. Считалось, что разгадка утеряна для истории.

Тем не менее, она нашлась. Начнём с театра «Ипподром». В нём было 5697 мест, которые располагались в три полукруглых яруса. Зрители не имели возможность хорошо видеть слона в ящике, поскольку он был далеко от края сцены. Мало того, есть предположения, что ящик был обычной, хорошо замаскированной клеткой, а исчезновение слона просто визуальной иллюзией, созданной с помощью ограниченного освещения и занавеса, который по цвету был идентичен задним шторам на сцене. В нужный момент Гудини стрелял из пистолета, зрители инстинктивно моргали, и в это время перед слоном молниеносно поднимался маскирующий занавес. Появилось даже описание ящика: он был продолговатый, на колесах, с двойными дверями с одной стороны и огромным занавесом с другой.

9. Китайская камера для пыток водой
В отличие от ящика для слона, китайская камера для пыток водой до сих пор существует, и мы знаем, как она работает. Великий маг заказал это приспособление за 10 тысяч долларов и запатентовал его. Камера напоминает продолговатый аквариум, выполненный из красного дерева и никелированного стального каркаса, а детали – из меди. Размеры: 67 см в ширину и 150 см в высоту; вес 3000 кг; объём 950 л воды. Передняя панель была сделана из закаленного стекла шириной 1,5 см. Руки Гудини были в наручниках, лодыжки опутаны цепями, а затем его очень медленно опускали в этот резервуар вниз головой. Камеру закрывали занавесом, а через пару минут из-за него появлялся Гудини. Вариантов данного трюка было несколько, маг любил усложнять и усовершенствовать его.

Для фокуса были важны два момента. Во-первых, хитроумные детали камеры и банальное вытеснение воды телом оставляли небольшой запас воздуха (воздушный карман) в резервуаре. Во-вторых, Гудини отлично умел освобождаться от наручников и цепей, мастерски владея телом, а затем выбирался наружу.

Злые языки утверждали, что однажды Гудини не повезло, и он утонул во время этого фокуса. Это не так. Он умер на больничной койке от воспаления аппендикса, который осложнился перитонитом. Ускользнуть от этой опасности великий маг, увы, не сумел.

Мифы и иллюзии окружали Гарри Гудини, знаменитого иллюзиониста, прославившегося своими сложными трюками с освобождением из различных типов заключения, практически всю его жизнь. Легенды окружают и его безвременную кончину 31 октября 1926 года, прямо на Хэллоуин. Официальная причина смерти мастера - осложнения после аппендицита, однако многие подозревают, что смерть великого волшебника была либо предумышленной, либо наступила по неосторожности.

Риск и слава

Более тридцати лет Гудини заставлял аудитории всего мира замирать, затаив дыхание, благодаря уникальным трюкам и нечеловеческой выдержке. Знаменитый иллюзионист совершал прыжки с высоких мостов, будучи заключенным в кандалы, освобождался из плотно закрытых молочных бидонов, заполненных водой, а также «бежал» из самых хорошо охраняемых тюремных камер мира, включая Кресты. Несмотря на то что Гудини был в первую очередь иллюзионистом, его трюки отличались огромным риском и не раз приводили к травмам. В 1915 году мастер чуть не задохнулся во время попытки выбраться из могилы.

Неожиданная смерть

Гудини построил свою карьеру на умении выживать в практически невозможных сценариях, что только добавило тайны его неожиданной смерти в 1926 году. В возрасте 52 лет иллюзионист окончил свое выступление в Детройте 24 октября. После падения занавеса мастер потерял сознание и был отправлен в госпиталь с острым аппендицитом. Гудини умер в госпитале через неделю после операции от перитонита, в результате разрыва аппендикса. Его некролог выражал шок и удивление публики, поклонников и близких смертью человека, который ежедневно дразнил смерть своим умением избегать ее косы.

Черная полоса

Странная череда событий, предшествующая смерти Гарри Гудини, началась за несколько недель до Хэллоуина 1926 года. Во время своего выступления а Албани 11 октября Гудини ударил ногу о тяжелое металлическое оборудование и заработал трещину левого голеностопа. Мастер не стал обращаться к врачу и взамен продолжил свой тур, отправившись в Монреаль.

В Монреале Гудини читал лекцию в Университете Макгилла, где он пригласил несколько студентов на свое выступление 22 октября. Студенты пришли в гримерку пообщаться с иллюзионистом до выступления. Во время беседы Гудини, которого все еще мучала вспухшая лодыжка, сидел на диване. Один из студентов, Гордон Уайтхэд, спросил мастера, правда ли, что он может выдержать удары огромной силы - слова, которые сам Гудини не раз повторял перед публикой.

По словам свидетелей, после того, как Гудини подтвердил свои слова кивком, Уайтхэд нанес несколько сильных ударов в живот, не предупредив мастера. Гудини попросил его остановиться и дать ему время на подготовку. После того, как иллюзионист встал и напряг пресс, студент нанес ему еще несколько ударов. Несмотря на то что первые неожиданные удары причинили Гудини видимую боль, он не стал отменять выступления.

Последнее выступление

После выступления в Монреале Гудини стал мучать дискомфорт и желудочные спазмы. В поезде, по дороге в Детройт на следующее выступление, состояние Гудини значительно ухудшилось. Он стал жаловаться на сильную боль, а температура мастера поднялась до 40 градусов. Доктор, осмотревший Гудни в поезде, предположил аппендицит и посоветовал отправиться прямо в больницу, однако тот не хотел откладывать выступление. Он завершил все запланированные трюки и после падения занавеса потерял сознание.

Официальная причина

Выступление 24 октября в Детройте оказалось последним в карьере великого и легендарного Гарри Гудини. В ту же ночь его увезли в госпиталь, где он был прооперирован. Доктора удачно удалили аппендикс, но оказалось, что его содержимое уже успело значительно отравить внутренние органы. Несмотря на прогноз о скорой смерти, Гудини цеплялся за жизнь в течение недели и умер 31 октября в компании своей жены Бесс и двух его братьев.

Официальной причиной смерти Гудини записан перитонит, вызванный разрывом аппендикса. В то время доктора были уверены, что состояние развилось из-за ударов, нанесенных Гордоном Уайтхэдом. Такие случаи «травматического аппендицита» крайне редки, однако в 1926 году диагноз был подтвержден без раздумий. Страховой компании даже пришлось выплатить жене Гудини сумму, дважды превышающую компенсацию в случае случайной смерти.

Слухи и легенды

Гудини был похоронен на кладбище в Куинсе 4 ноября 1926 года, однако слухи о его неожиданной смерти продолжали разноситься по городам и весям. Многие предполагали что смерть мастера была связана с его разоблачительными действиями против псевдомедиумов, экстрасенсов и других приверженцев сприритизма.

Когда течение разрослось и привлекло иллюзионистов, которые стали скрывать свои трюки под влиянием потусторонних сил ради денег, Гудини принялся за активную разоблачительную кампанию, чем сильно разозлил так называемых медиумов.

Великий разоблачитель

Могла ли вражда с популярными медиумами и экстрасенсами стать причиной умышленного убийства Гарри Гудини? В 2006 году Уильям Калуш и Ларри Сломан опубликовали биографию мастера под названием «Секретная жизнь Гудини». Одной из идей, развитых в книге, оказалась вероятность того, что смерть иллюзиониста и активиста наступила в результате отравления, заказанного гильдией экстрасенсов, работающих в Вашингтоне. За четыре дня до госпитализации иллюзионист выступал перед конгрессом, настаивая на том, чтобы огромное количество салонов медиумов, оперирующих в центре столицы, было закрыто, а шарлатаны - арестованы и наказаны. Кроме того, медиумы не только состояли в своего рода организованной преступной группировке, но и славились тем, что многие из их врагов своевременно умирали от отравления.

Несчастный случай

Многие также до сих пор обвиняют Гордона Уайтхэда, студента из Университета Макгилла, в том, что его неожиданные удары стали той самой причиной разрыва аппендикса, которая привела к перитониту. Кроме того, бытует мнение, что студент мог быть связан с медиумами или являться исполнителем заказного убийства. Однако эта идея не имеет под собой оснований. Дело в том, что Гудини действительно обладал «железным» прессом и несколько ударов в живот не могли стать причиной смерти. А знать об аппендиците студент никак не мог. Единственная возможность причастности Уайтхэда к смерти иллюзиониста - причинение вреда по неосторожности.

Сеанс Гудини

Абсолютная правда о смерти мастера побегов скорее всего никогда не всплывет. На сегодня большинство историков и биографов великого мастера считают слухи об умышленном убийстве не более чем необоснованной спекуляцией. Консенсус по поводу злосчастной причастности к смерти студента, нанесшего удары, так и не достигнут. Существует вероятность, что травматический аппендицит действительно был правильным диагнозом и причиной гибели Гарри Гудини, а может быть, удары только заставили мастера обратить внимание на ранее мучавшее его состояние. В любом случае, когда он обратился за помощью к врачам, спасти его уже не представлялось возможным.

Любопытно, что во время активной борьбы с псевдомедиумами, Гудини часто шутил со своей женой Бесс, обещая, что после смерти сделает все возможное, чтобы связаться с ней. Вдова в течение десяти лет устраивала ежегодные сеансы спиритизма на Хэллоуин, в день смерти великого волшебника, однако его дух так и не объявился. Сегодня «сеанс Гудини» стал традицией Хэллоуина для поклонников великого мастера иллюзий.

Более 80 лет медиумы Америки вызывают дух этого величайшего иллюзиониста всех времен и народов, чтобы узнать его секреты, однако пока безуспешно. Волшебник Гарри Гудини, ставший при жизни легендой, не выходит на связь и дурачит своих поклонников, искренне верящих в то, что король магов обладал сверхъестественными способностями.

Слава фокусника была настолько громкой, что американцы даже ввели в обиход слово "гудинайз" (houdinise), которое означает умение человека выпутываться из самых сложных ситуаций. Иллюзионист несколько десятков лет блистал на сцене, поражая воображение восхищенных зрителей, и многим казалось, что он может все. А смерть знаменитого гения, ставшего частью американской истории, потрясла мир.

Юный талант

В 1874 году в Будапеште на свет появился Эрих Вейс - таково настоящее имя Гарри Гудини, начавшего удивлять публику с раннего детства. Набожная еврейская семья через четыре года эмигрировала в Америку, где отец мальчика получил пост раввина.

В провинциальный городок Аплтон частенько заезжает бродячий цирк, что становится важным событием для всех его жителей. Маленький Эрих, пребывавший в настоящем восторге от увиденных фокусов, пытается их повторить дома. Когда кое-что у него начинает получаться, он показывает свой талант авторитетному циркачу, который подбодрил ребенка и высказал пожелание далее развивать недюжинные способности. Слова поддержки определили дальнейший путь Вейса, переехавшего в Нью-Йорк.

Одержимый фокусами

Мегаполис открывал перед ним множество перспектив, однако увлеченный фокусами юноша предпочел заниматься тем, что он любит больше всего в жизни. Часами он повторяет различные трюки с лентами и картами и придумывает новые. Помимо природной сообразительности, он отличается терпением и настойчивостью. Юный маг, одержимый желанием прославиться, понимает, что добиться известности можно только упорством, и совершенствует свое мастерство, работая каждый день до изнеможения.

На воскресных ярмарках будущий маг Гарри Гудини, биография которого является предметом людских пересудов, выступает перед удивленными посетителями, а его фокусы вызывают шквал аплодисментов. Чтобы понять принцип работы сложных замков, Вейс даже устраивается учеником в слесарную мастерскую, где делает универсальную отмычку, отпирающую все устройства. Юноша уделяет внимание и хорошей физической форме, развивает гибкость суставов, надолго задерживает дыхание.

Мечты о славе и известности

В 16 лет Эриху попадает в руки книга про Роберта Гудина (Robert Houdin) - мага и писателя, и роман о жизни иллюзиониста настолько увлекает его, что молодой человек решается взять творческий псевдоним в честь французского фокусника. Талантливый юноша, огорченный маленькими заработками, ищет различные способы рассказать о себе публике. В рекламных целях он участвует в эффектных трюках, которые наблюдают сотни зевак: проходит сквозь кирпичную стену, освобождается от оков в бочке, заполненной водой, вскрывает мощные сейфы. Он понимает, что зрителям нужна сенсация, а не разоблачение удивительных фокусов.

Цель достигнута!

В одно прекрасно утро заголовки местных газет взрываются сообщениями о том, что некий Гарри Гудини, закованный в наручники и запертый в камере тюрьмы, продемонстрировал уникальный трюк - за несколько минут он освободился и вышел из карцера под фотовспышки корреспондентов. Цель была достигнута, и об иллюзионисте, для которого не было преград, узнают зрители крупных городов.

В это время молодой человек, уже будучи женатым, отправляется в турне, чтобы его имя гремело и в захудалых провинциальных городках. Надо сказать, что европейцы совсем не были избалованы вниманием фокусников, и Гудини мгновенно становится популярным. Иллюзии звезды всегда вызывают ажиотаж среди публики, а его номер, когда накрытый бархатом слон исчезает, лишь только с него срывают ткань, бьет все рекорды посещений в цирке.

В начале XX века иллюзионист дважды побывал в России, и в известной Бутырской тюрьме продемонстрировал свой любимый трюк с освобождением из закрытой камеры.

Народная любовь

Добившийся мировой популярности Гарри Гудини не останавливается на достигнутом, а совершенствует номера. В присутствии сотен зевак его сковывают, привязывают к ногам чугунный шар и бросают в ледяные воды Темзы, а всего лишь через несколько минут освободившийся от пут фокусник всплывает, к радость восторженных обывателей. Этот трюк иллюзионист постоянно усложняет: на него надевают наручники, помещают в тяжелый ящик и заколачивают крышку. Однако ловкий Гудини благополучно выпутывается из всех ситуаций, а народная любовь только растет.

Известен случай, который мог окончиться трагически, и лишь благодаря тому, что иллюзионист умел надолго задерживать дыхание, все обошлось. Обмотанный цепями Гарри, отнесенный течением от проруби, провел подо льдом восемь минут, пока к нему не подоспела помощь. Этот жуткий случай убеждает восхищенных зрителей в том, что иллюзионист обладает поистине нечеловеческими способностями. И в обществе начинают ходить слухи о дьявольском происхождении Гарри Гудини.

Человек или дьявол?

Многие верят в сверхъестественные силы волшебника, творившего настоящие чудеса на сцене. Одни считают его уникальные номера ловкой мистификацией, а другие уверены в том, что так человек демонстрирует свои неисчерпаемые возможности. Конечно, догадкам не было числа, а сам король иллюзий отрицал связь его трюков с магией. Фокусник даже ходил на спиритические сеансы, на которых разоблачал наживающихся на горе людей шарлатанов.

В последние десятилетия своей жизни он выпускает книги, где раскрывает секреты мастерства. Автор работ, ставших бестселлерами, озабочен тем, что многие его коллеги прикрывают трюки мистикой и заявляют об общении с потусторонними силами. В это время у Гудини происходит конфликт со старым приятелем А. Конан Дойлем, который верил в загробный мир и почитал своего друга как сильного медиума.

Тайны трагической смерти

С возрастом опасные трюки даются иллюзионисту все сложнее. Его подводит здоровье, и даже после удачных экспериментов над своим телом он часто оказывается в больнице. О том, как умер Гарри Гудини, его поклонники спорят и по сей день. На гастролях в Монреале за кулисы к фокуснику подошел студент, который оказался мастером по боксу. Он хотел удостовериться в том, что маг не испытывает физической боли, и неожиданно нанес удары в живот иллюзионисту, не успевшему напрячь мышцы брюшного пресса.

Несколько дней мастера фокусов беспокоила сильная боль, но он не обращал на нее особого внимания. У артиста поднялась высокая температура, а во время выступления он упал в обморок. После того как его осмотрели врачи, было установлено, что у Гудини развился перитонит, и 31 октября 1926 года Гарри скончался.

Существует еще одна версия, гласящая, что иллюзиониста отравили. Эти слухи появились после его смерти, а поскольку тело не вскрывали, то они не были опровергнуты или подтверждены.

Его преданные фанаты не верят в официальную причину гибели своего кумира и заявляют, что маг узнал слишком много, и за это он поплатился. Нечистая сила, которая празднует победу зла над добром в последний день октября, забрала того, кто всю жизнь играл со смертью.

Великий обманщик

Его гибель производит эффект разорвавшейся бомбы. Коллеги иллюзиониста, состоявшие в обществе американских магов, рыдают от несправедливости, а газеты, пестревшие траурными заголовками, наперебой печатают завещание артиста, где он якобы обещает раскрыть все тайны в день своего столетия. Публика с нетерпением ждет сенсационных разоблачений, ажиотаж растет, а когда этот момент настает, в нотариальной конторе вскрывают оставленный Гудини конверт, который оказывается пуст. Великий иллюзионист обманул всех, даже после смерти он продолжил дурачить зрителей.

Волшебство и упорные тренировки

Опытные эксперты в области магических трюков много лет пытаются разобраться, в чем состоит главный секрет волшебника, унесшего в могилу свои тайны. Иллюзионист Гарри Гудини прекрасно знал все существующие конструкции замков, к тому же он изобрел миниатюрную отмычку, которую скрывал от чужих взоров. Он прекрасно владел своим телом, умел сжимать или увеличивать объем мышц, смещал кости в суставах. А за кажущимися легкими для исполнения трюками стояло мастерство и утомительные тренировки. Для непосвященных зрителей уникальные номера мага действительно граничили с волшебством.

Победа над страхом

Сам Гарри Гудини, фокусы которого приводили в замешательство публику, признавался, что главное в его профессии - это победить страх. Иллюзионист обязан сохранять спокойствие и выдержку, а поддаться панике означает верную смерть. Сам автор смертельно опасных трюков неоднократно был на волоске от гибели, а спасся лишь потому, что сохранил трезвый ум и не потерял присутствие духа.

Тайны раскрыты

Двенадцать лет назад, в Аплтоне, состоялась выставка, где посетители смогли узнать тайны фокусов знаменитого Гарри Гудини, фото которого были вывешены повсюду. Иллюзионисты всего мира, протестовавшие против раскрытия секретов зрителям, назвали ее нарушением "магического протокола". Мероприятие вызвало огромный резонанс, однако уже давно известно, что спустя лишь год после кончины короля иллюзий его команда начала продавать тайны своего мэтра. Например, освобождение из смирительной рубахи происходило благодаря тому, что Гарри складывал руки особым образом, не позволяя затянуть туго рукава.

Секрет прохождения фокусника через кирпичную стену, возведенную рабочими на глазах восхищенных зрителей, оказался прост. Под ковром, на котором работали строители, находился небольшой лаз, и когда на несколько секунд ассистенты закрывали ширмой Гудини, он прыгал вниз и оказывался по другую сторону стены.

А тайна исчезновения слона заключалась в необычном ящике, в котором находилось животное. В передней части клетки прятался рулон из такой же ткани, как и сценический занавес. Фокусник мгновенно опускал полотно, которое маскировало слона, а зрители думали, что он исчез буквально на их глазах.

Экранизация жизни фокусника

Жизнь популярного иллюзиониста вдохновила создателей мини-сериала, в котором Э. Броуди, обладатель "Оскара", сыграл великого мага Гарри Гудини. Фильм, вышедший на экраны в 2014 году, понравился публике, отметившей прекрасный актерский состав и отличную режиссуру. Захватывающая история рассказывает о долгом пути к славе одного из самых мистических персонажей прошлых эпох. Сериал, в котором Броуди великолепно передал образ одержимого иллюзиями человека, раскрыл тайны самого фокусника, пытавшегося обмануть смерть.

Надо сказать, что это не первое обращение кинематографистов к легенде мирового масштаба. В 1998 году появилась работа режиссера П. Деншэма "Houdini", в основе сюжета которой лежит биография прославленного Гарри Гудини. Фильм с необычным финалом, где фокусник словно возрождается из мертвых, стал второй работой Пена, снявшего 20 лет назад документальную ленту о любимом иллюзионисте. В прекрасной драматической картине, достойной внимания зрителя, рассматриваются известные и не очень события из жизни артиста, а также повествуется об отношениях Гарри и его жены.

Премия имени Гарри Гудини

В 2015 году в России была учреждена премия с призовым фондом в один миллион рублей, которую пока никто не получил. Награда, названная именем величайшего фокусника, достанется тем, кто проявит свои паранормальные способности, поддающиеся экспериментальной проверке.

Первый человек, который успешно пройдет тестирование, не только докажет всему миру, что экстрасенсы существуют, но и получит неплохое денежное вознаграждение. К сожалению, в рамках корректно поставленного эксперимента способности магов и колдунов показывать настоящие чудеса неожиданно пропадают, и пока ждет своих героев являющаяся прототипом американского фонда Д. Рэнди российская премия.

Гарри Гудини - великий мистификатор, оставивший после себя множество нераскрытых тайн. Он неоднократно бросал вызов смерти и становился победителем. И до сих пор его поклонники верят, что дух легендарного иллюзиониста когда-нибудь материализуется.

Современным фокусникам импонирует, когда люди называют их магами, а над разгадками их любимых головоломок зритель годами ломает голову. Тем самым публика словно отдает должное их таланту. Однако именитый иллюзионист Гарри Гудини, чьи высказывания люди цитируют по сей день, был против таких сравнений и сам часто разоблачал шарлатанов.

Детство и юность

Эрик Вайс (настоящее имя артиста) родился 24 марта 1874 года в столице Венгрии - Будапеште, о чем свидетельствует биография иллюзиониста, в набожной еврейской семье. В июле 1878 года, когда мальчику было 4 года, Вайсы иммигрировали в США.

В Аплтон (Висконсин) глава семьи получил пост раввина. В Аплтон часто заезжал бродячий цирк, и если клоуны и звери вызывали у Эрика смех и удивление, то фокусники приводили его в восхищение.

Когда в провинциальный городок приехала труппа Джека Хефлера, друзья уговорили Эрика показать ему свое мастерство. Хефлер смотрел с интересом, но оживился лишь после фокуса, который ребенок придумал сам.

Во время исполнения номера подвешенный за ноги Эрик собирал иголки на полу бровями и веками. Хотя талантливого мальчика не пригласили в труппу, слова одобрения циркача определили его будущий путь.

В 13 лет Эрик вместе с семьей переехал в Нью-Йорк. Большой город открывал перед ним множество перспектив, но он предпочел фокусы. Часами Вайс сидел с картами, лентами, шляпами и веревками - изучал, придумывал, тренировался.

С братом Теодором он стал выступать на ярмарках, благотворительных вечерах и небольших шоу. Поначалу фокусы подростков были примитивны, но с каждым разом усложнялись и вызывали у публики удивление и аплодисменты.


Эрик видел, с каким интересом зрители смотрят на иллюзиониста, освобождающегося от пут или замков. Для изучения принципа работы замков он даже устроился подмастерьем в слесарный цех. Когда юноша сделал из проволоки отмычку, отпирающую замки, то решил, что больше ему там делать нечего.

Стоит отметить и то, что в те годы будущий иллюзионист уделял внимание не только технической стороне. С помощью упражнений парень развивал мускулатуру, гибкость суставов, выносливость и способность задерживать дыхание.

Фокусы

В 16 лет в книжной лавке Эрик купил книгу «Мемуары Роберта Гудина, посла, писателя и мага, написанные им самим», после прочтения которой парень в честь автора взял себе творческий псевдоним.

Несмотря на талант и трудолюбие, заработки парня оставляли желать лучшего. Получив небольшую известность, он явился в редакцию чикагской газеты и предложил за 20 долларов раскрыть секрет любого фокуса. Редактор пожал плечами и отказал. Это повторилось и в других газетах. Поняв, что газетчикам нужно не объяснение, а сенсация, Гудини изменил подход.


Через месяц Гудини пришел в тюрьму вместе с журналистами, чтобы продемонстрировать им новый трюк. Закованного в наручники иллюзиониста посадили в карцер, но уже через пару минут тот как ни в чем не бывало под выстрелы фотовспышек вышел из карцера.

Позже представители СМИ узнали, что ранее фокусник уже посещал тюрьму. Впечатление было смазано, и Гарри предложил репортерам проделать то же самое в любой другой камере. Во второй раз Гудини раздели, закрыли ему рот гипсовой повязкой (на случай, если он спрятал во рту отмычку), надели наручники и заперли в другой камере. Спустя минуты он уже был на свободе.


В 1894 году Гарри поссорился с редактором газеты, которая печатала о нем статьи. В то время он как раз придумал трюк «Метаморфоза». Гарри завязывали руки за спиной, накидывали сверху мешок, обвязывали веревкой и помещали в деревянный ящик с замками.

После того как ящик скрывался за занавеской, за нее уходила и ассистентка иллюзиониста. После хлопков девушки занавеска распахивалась, и перед публикой появлялся Гарри, а девушка лежала в ящике под замками.

В1899 году Гарри с женой отправились в тур по Европе. Зарубежная публика не была избалована фокусами, и Гудини сразу стал звездой. В Лондоне он сразил публику номером «Исчезновение слона», когда животное, накрытое бархатом, пропадало, как только с него срывали ткань. Там же, в присутствии тысяч зевак, скованного кандалами с замками и чугунным шаром артиста сбросили в Темзу.


В России Гудини бывал дважды - в 1903 и 1908 годах. В московской тюрьме Бутырка он повторил трюк с освобождением из камеры - как и в камере Петропавловской крепости в Петербурге.

В обществе ходили слухи о «дьявольской» натуре фокусника. Между тем Гудини был категорически против отождествления его трюков с магией и спиритизмом. Более того, известно, что маг, переодетый в гражданское, часто ходил по спиритическим сеансам и разоблачал мошенников.

Личная жизнь

О личной жизни именитого иллюзиониста всегда ходили легенды. Поговаривали, что Гудини и его жена Бесс за все время супружеской жизни ни разу серьезно не ссорились и никогда не держали зла друг на друга. В действительности феноменальный фокусник разработал любопытную систему для своих отношений, позволяющую свести скандалы к нулю.

С Бесс Гарри познакомился после очередного выступления. Роман продлился всего две недели, а затем состоялась свадьба, и пара уже не расставалась дольше, чем на день. Всю жизнь супруги обращались друг к другу только «миссис Гудини» и «мистер Гудини».


При этом стоит отметить, что их чувства были искренними и глубокими. Известно, что фокусник часто писал письма супруге, когда она находилась в соседней комнате.

Известно, что жена иллюзиониста исповедовала другую религию, что осложняло семейную жизнь пары. Чтобы сохранить брак, Гарри придумал пару правил, придерживаясь которых, ему не только удалось сохранить семью, но и укрепить отношения.

Секрет оказался простым – избегать семейных ссор. Если супруги не находили консенсус, а терпение Гудини было уже на пределе, он трижды поднимал правую бровь. Этот жест сигнализировал о том, что Бесс должна была немедленно замолчать. После того как оба супруга приходили в себя, они в спокойной обстановке решали накипевшие проблемы.


Бесс так же имела свой собственный жест, символизирующий о том, что она чрезмерно злая. Маг выходил из дома, обходил его четыре раз, после чего забрасывал свою шляпу в открытые двери или окно. Если шляпу не выкидывали обратно, значит, жена уже успокоилась и можно возвращаться обратно.

После смерти Гудини Бесс впала в глубокую депрессию и еженедельно посещала спиритуалистов и экстрасенсов, надеясь получить весточку от Гарри.

Смерть

Трюки давались Гудини дорогой ценой. Фокусник часто обращался к врачам после шоу, хотя был подготовлен. Эта подготовка его и погубила.

В Канаде, где он демонстрировал номер «Железный пресс», в его гримерку зашли трое студентов и спросили, может ли он переносить любые удары. Гудини, погруженный в свои мысли, кивнул. И тут же один из гостей, чемпион колледжа по боксу, трижды ударил его в живот.


Фокусник спешно остановил парня, сказав, что ему нужно подготовиться. После чего удары повторились, но теперь спортсмен чувствовал, что живот правда напоминает сталь.

Однако для чародея эти первые удары стали роковыми. У мага лопнул аппендикс, развился перитонит и гангренозный аппендицит. Врачи давали Гарри 12 часов жизни, но он прожил еще неделю, скончавшись 31 октября 1926 года.

Память

Великому иллюзионисту удалось вписать свое имя в историю. После смерти в его честь были выпущены в свет десятки фильмов, книг, а также организована премия с фондом в ք 1 млн.

  • 1953 – фильм «Гудини»
  • 1976 – фильм «Великий Гудини»
  • 1987 – фильм «Молодой Гарри Гудини»
  • 1998 – фильм «Гудини»
  • 2007 – фильм «Смертельный номер»
  • 2008 – фильм «Чудеса Гудини»
  • 2014 – фильм «Гудини»
  • 2015 – Премия Гарри Гудини
  • 2016 – фильм «Гудини и Дойл»

Жизнь и смерть Гарри Гудини до сих пор окутаны тайнами. Существует множество версий и причин гибели великого фокусника, ловкого трюкача и мастера освобождения. Завистники утверждают, что Гудини утонул во время выполнения трюка с освобождением из заточения под водой. Но это не так. Гибель иллюзиониста произошла из-за нелепой случайности.

Предыстория

Гарри Гудини, настоящее имя которого Эрик Вайс, иммигрировал в Соединенные Штаты из Венгрии, когда ему было 4 года. Он взял псевдоним в честь двух своих кумиров: американского фокусника Гарри Келлара и французского иллюзиониста по имени Жан Юджин Роберт-Гудин.

Гудини прославился благодаря сложным трюкам с побегами и освобождением. Самым знаменитым была "Китайская камера для пыток водой". Во время трюка его ноги были надеты наручники, а сам иллюзионист находился вверх ногами в стеклянном контейнере, наполненном водой. Каждый раз Гудини с успехом и овациями удавалось выбраться из этой западни.

Предшествующие события

Во время гастролей в Монреале во второй половине дня 22 октября 1926 года в раздевалку Гудини зашли два студента из университета Макгилла. В этот момент иллюзионист просматривал свою почту. Один из молодых людей, Дж. Гордон Уайтхед, был начинающим боксером. Он спросил Гарри, сможет ли тот выдержать удар в живот, как заявлял ранее. Гудини ответил утвердительно, но ему было необходимо время, чтобы подготовиться. В этот момент Уайтхед нанес четыре удара в живот, застав врасплох фокусника.

В течение всего вечера Гудини чувствовал сильную боль, но выступал, несмотря на дискомфорт. Он не мог уснуть и терпел в течение следующих двух дней, не обращаясь за медицинской помощью. Когда иллюзионист, наконец, посетил врача, ему диагностировали острый аппендицит. Гудини требовалась срочная операция. Тем не менее маг решил завершить свое шоу, как и планировалось в ту ночь.

Последнее выступление

Во время выступления температура фокусника поднялась до 40 градусов. Он очень устал и был изнеможен от постоянной боли. К середине третьего акта Гудини попросил своего помощника опустить занавес, так как не мог продолжать выступление. Когда занавес закрылся, Гарри рухнул там, где стоял. Но продолжал отказываться от медицинской помощи до следующего утра. В тот момент его жена Бесс настояла, чтобы Гудини обратился в больницу. Но было уже поздно: аппендикс лопнул, и начался перитонит. Врачи провели операцию, однако надежды на выживание не было. В то время антибиотиков еще не существовало, поэтому провести необходимую медикаментозную терапию не представлялось возможным. 31 октября 1926 года, в день празднования Хэллоуина, в окружении близких родственников, жены и брата, Гарри Гудини скончался.

Похороны великого мастера состоялись 4 ноября 1926 года, где присутствовало более 2000 человек. Он был погребен в Квинсе, Нью-Йорк, на кладбище Махпела. На надгробном камне был нарисован герб Общества американских магов. Каждый год в ноябре последователями Гудини и членами общества магов на его могиле проводится церемония "Broken Wand".

Жена иллюзиониста Бесс Гудини умерла в 1943 году. Несмотря на ее просьбы пару похоронили на разных кладбищах из-за еврейского происхождения супруги.

После смерти

В настоящий момент театра Гарри Гудини больше нет. Больница Грейс в Детройте, в которой умер иллюзионист, также разрушена в 1979 году.

Что стало с Дж. Гордоном Уайтхедом, который по нелепой случайности стал причиной смерти великого фокусника? После инцидента Уайтхед бросил колледж и стал отшельником. Он умер от голода в 1954 году. Уайтхед похоронен в безымянной могиле на кладбище в Монреале. Существует теория, согласно которой молодой человек был специально нанят для убийства Гарри Гудини. Но никаких доказательств этой версии нет.

В течение долгих лет после смерти иллюзиониста его жена проводила множество сеансов в попытке связаться со своим мужем. Что не удивительно, у нее ничего не получилось. Особенно учитывая тот факт, что при жизни Гудини считал спиритизм мошенничеством. До сих пор поклонники паранормальных явлений пытаются вызвать дух иллюзиониста. Но все их попытки тщетны.