Что такое китай: традиционное китайское общество? Значение и толкование слова kitaj traditsionnoe kitajskoe obschestvo, определение термина. Трансформация социальной структуры современного китайского общества Социальная стратификация в китайской деревне

История и СИД

Древний Китай. Специфика социальной структуры Введение Д ревнекитайская цивилизация сложившихся в V-III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайце...

Древний Китай. Специфика социальной структуры

Введение

ревнекитайская цивилизация сложившихся в V—III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций.

Государственное устройство Китая имело черты деспотии. Вся власть принадлежала императору. В основе административного аппарата лежал принцип централизованного управления. Социальная структура Китая имела довольно сложную систему. Все его жители считались вассалами императора, но каждое сословие выделялось своими особенностями поведения, прав и обязанностей.

Китайское общество уже со времён своего появления начало обретать уникальность, и по сути индивидуальность среди соседних и дальних государств. Именно специфику социальной структуры я взяла за основу своего реферата. Многовековую историю рассмотреть в подробностях довольно сложно, по- этому я исследую социальную структуру основных периодов Китая и в заключение подведу общий тематический итог.

Ключевые периоды:

  1. Период Шан (Инь) - 18—12 в.в. до нашей эры;
  2. Период Чжоу- 12 в. до н.э. - 221 г.;
  3. Период усиления царства Цинь - 246 г. до нашей эры - 207 г. до нашей эры;
  4. Период Хань (206—220 гг. до нашей эры)

Проблема : Изменение специфики социальной структуры Древнего Китая на протяжении основных временных точках.

Задачи:

  1. Изучение социальной структуры на данных этапах
  2. Сравнение социальных структур, существовавших в различные периоды
  3. Подведение итогов об общем развитии социальной структуры Древнего Китая.

Социальная структура периода Шан (Инь) - 18—12 в.в. до нашей эры

Самым древним периодом китайской истории, является период существования государства Шан-Инь. По традиционной китайской хронологии, эта эпоха обычно относится к XVIII–XII вв. до н. э.

Пережитки родового строя существовали в Китае в течение очень долгого времени - родовые группы продолжали существовать в Китае в течение тысячелетий, что способствовало в определённых родовых группах перехода родового чина по наследству и что своеобразные «должности» начальников родов переходили по наследству в определённых родовых группах.

Что касается обычая кровной мести, то он сохранялся в Китае вплоть до конфуцианской эпохи. Конфуций говорил

«Тот, у кого был убит отец или мать, должен спать на соломе, имея щит вместо подушки. Он должен твёрдо решиться на то, чтобы не жить под одним небом с убийцей. Если он его встретит на рынке или при дворе, то он не должен идти за своим оружием, а должен тотчас же с ним сразиться».

Не менее важное значение имела большая патриархальная семья. Её основными чертами были: господства мужа и отца, порабощение женщин, усугублённое многоженством, ярко выраженный культ предков.

К глубокой древности, сохранившей значительные пережитки родового строя, восходит и древний совет старейшин, который существовал ещё в эпоху Инь. Совет старейшин существовал при царе и состоял из родоначальников и племенных вождей. Возможно, власть совета старейшин была велика и позволяла себе в некотором отношении ограничивать власть царя. Весьма возможно, что эта древняя организация, впоследствии переросла в родовую аристократию и опираясь на крупные богатства, значительную политическую власть, эта аристократия с течением времени образовала правящий класс рабовладельцев.

Процесс классового расслоения, происходивший в глубине сельских общин, развитие торговли и войны привели к появлению рабства и обострению классовых противоречий. Таким образом, эпоху Шань- Инь следует считать временем возникновения древнейшего классового рабовладельческого общества.

В обществе Шан различие между правящими верхами с их окружением (аппарат администрации, ремесленники, воины, слуги) и производящими крестьянскими массами представлено зримо.

Зона с центром в столице находилась под непосредственным управлением правителя - Вана и центральной администрации Шан. В центре зоны жили Ван и его приближенные, там же находилось место и для жилья воинов, чиновников, ремесленников и слуг. В столице располагались дворцы и мастерские, амбары и склады, казармы и поля. В работе на больших полях нередко принимали участие Ван и его слуги, а урожай предназначался как для ритуально-культовых нужд, так и для пополнения казенных амбаров.

Обширная территория региональных владений управлялась уполномоченными шанского Вана, то есть его родственниками и приближенными. Эти территории зачастую подвергались набегам варварских соседних племен, тем самым огорожая столицу во главе с ванном от набегов извне.

Все жители этого государства должны были верой и правдой служить ванну, принимать участия в военных действиях, а также преподносить подарки, трофеи, прежде всего пленных, которых чаще всего приносили в жертву предкам Вана при очередной календарной дате жертвоприношений. Практика наследования должности правителя - Вана находилась еще в процессе становления. Не сразу передача власти отца к сыну устоялась в этом обществе, престол переходил от брата к брату и от дяди к племяннику.

Высший суверенитет и сакральная святость шанского правителя - Вана были для всех шанцев превыше всего.

Социальная структура периода Чжоу- 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э

Было время когда племена Чжоу входили в сферу политического влияния Инь(Шан) на правах подчиненной территории. Усиление чжоуцев ознаменовалось тем, что военные столкновения между Инь и Чжоу принимали оборот в сторону последней.

Постепенно складывается мощная коалиция западных племен, которую возглавляло племя Чжоу. Со временем Чжоуцы переняли культуру и быт иньского государства. Чжоуцы научились у иньцев изготовлению оружия и других боевых предметов из бронзы, коллестницы и т.д.

После окончательного разгрома иньцев, чжоуцы предоставили знати (от иньского ванна) владения земли вместе с их населением. Вожди иньских племен были не тронуты_ тем самым оставшись занимать свои посты. В целом чжоуское завоевание не вызвало коренных изменений в системе управления подчиненными вану территориями.

Все свободное население Чжоу делилось на пять социальных групп, которые располагалась по отношению друг к другу по принципу иерархии (в Древнем Китае она была более четко выражена, чем в других древневосточных обществах). Чжоуские ванны занимали высшую ступень иерархии, как было принято говорить «единственным среди людей», они представляли собой деспотических правителей(говорю во множественном числе, т.к. за этот период их было не мало, но суть безграничной силы правителя не менялась. Следующий слой представлял собой Чжухоу , правители наследственных владений, являлись бесспорно аристократией. Средний ранг - это дафу , главы родоплеменных групп, которые в своей совокупности составляли население наследственного владения чжухоу. Четвертая группа — ши , главы больших семей, входивших в состав вышесказанной родоплеменной группы. Последняя группа - простолюдины .
Специфика того или иного ранга заключалась в материальных благах, которыми мог пользоваться данный человек. В первую очередь различны количества питья и еды, покрой одежды, количество скота и рабов. «При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе, одежде, количестве полей и размерах жилища; после смерти — в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы» Устанавливались строгие правила в отношении убранства жилища, то чего не должны позволять себе простолюдины. То же самое касалось и пищи: «считалось, что ван может питаться мясом быка, барана и свиньи, чжухоу — только говядиной, дафу — свининой, ши — рыбой, а простолюдины вообще не имели права есть мясо. Социальные различия находили отражения и в лексике древнекитайского языка — для обозначения одного и того же понятия существовали различные слова, употреблявшиеся в зависимости от принадлежности говорившего к определенному рангу.»

Принадлежность человека к высшим социальным группам была установлена по принципу родства. Старший сын наследовал ранг своего отца, а все остальные сыновья спускались на одну ступеньку ниже. Но это правило не действовало на слой простолюдинов, ведь ниже опуститься было нельзя.

Что касается земельного владении, то Ван являлся верховным собственником всей земельной территории. Но земля обрабатывалась простолюдинами. Почему?

В землевладельческой структуре, как и в социальной, есть своя иерархия, каждый слой жалует землю нижестоящему. Можно сделать на этом основании следующий вывод: частной собственности как таковой в чжоуском обществе не существовало.

Социальная структура царства Цинь - 246 г. до нашей эры - 207 г. до н.э.

До IV в. до н.э. о царстве Цинь мы мало что можем узнать. В то время о ней мало где упоминалось, ведь она почти не вела борьбу между царствами.

В связи с потерей плодородия земли, царство Цинь осуществило создание ирригационной системы, значительно увеличив тем самым свою сельскохозяйственную продукцию

При царе Сяо-гуне (361—338 гг. до н.э.) были проведены важные реформы землепользования:

  1. Узаконены взятие в залог и скупка земли
  2. Был запрещен обычай кровной мести.
  3. Отменена ограничения размера земельных владений.

Именно это приводило к подрыву сельской общины. Шан Ян издал законы о рабах – как о земельной рабочей силе. Принял множество реформ в военной области государства: захват в плен врага – повышение ранга воина, т.е. право на получение земли и рабов.

Старая потомственная знать была лишена всех привилегий и отстранена от власти. Только военные — обладатели рангов считались полноправными свободными гражданами, порабощать их запрещалось законом. Но со временем ранг можно было купить или обменять. Такие изменения повлекли за собой черты военно-бюрократической деспотии государства.

Государство Цинь превратилось в сильнейшую военную державу и перешло в наступление на соседние страны. Оно расширило свои государства за счёт других владений. На престол Китайского воителя встал первый «император» - «шихуанди» - Цинь Ши Хуанди. Считалось, что он «Сын неба» и власть его стала ещё более обожествлена, чем при правителях – ванах.

Этот нелёгкий период в китайской истории называют жесточайшим. Бесконечные войны, завоевания, начало застройки Великой китайской стены, Сооружение которой продолжалось десяток лет и стоило империи неимоверных тягот и людских потерь.

Цинь Ши Хуанди ввёл новые жесточайшие порядки в систему государства. Ни один гражданин не имел право называть себя вэйцем, яньцем, циньцем. Все равны – от знати до простолюдинов. Император учредил единое для всего населения наименование – «черноголовые», не пощадив никого, даже своих сыновей он спустил до низшего ранга, превратив в простой люд. В империи господствовала военно-бюрократическая знать, преимущественно из числа новых богачей — крупных предпринимателей и торговцев. Была легализована покупка должностей и рангов знатности. В рабов император обращал членов семьи преступника в трех поколениях, а также семей, связанных между собой круговой порукой, так что в рабство переходили целые группы сел.

В этот период произошло катастрофическое обнищание земледельцев, забор имущества у крестьян, введение крупных налогов на землю даже в слоях аристократии, государство было истощено.

Но после смерти Цинь Ши Хуанди, всё вело к гражданской войне - восстания объединяли в себе не только порабощенные массы, бедняков из общинных крестьян — к ним добавились представители господствующего класса, в основном из знатных родов прежни. царств. Людям удалось обрести свободу.

На этом заканчивается время рабовладельческого Древнего Китая,

на смену его приходит феодальное общество .

Социальная структура периода Хань (206—220 гг. до нашей эры)

Рост крупной частной земельной собственности, подъем ремесленного производства, развитие торговли и денежных отношений ускорили разложение общины и развитие рабовладельческих отношений. В древнем Китае имелись две основные формы рабства — государственное и частное.

Основным источником государственного рабства являлось порабощение осужденных. Власти очень, часто прибегали к наказанию для увеличения даровой рабочей силы (порабощаемым татуировали лица зеленой чертой вокруг глаз)

Наибольшее распространение получило частное рабовладение, главным источником которого являлось долговое рабство. Обедневшие общинники, цеплявшиеся за свои клочки земли, вынуждены были отдавать своих сыновей в рабство, лишь бы как-то сохранить за собой пахотный надел, владение которым делало их полноправными членами общины.

В империях Цинь и Хань в Китае процветала работорговля, Количество частных рабов служило мерилом богатства. Крупные рабовладельцы имели сотни и тысячи рабов. Особенно почетным считалось получение рабов в дар от императора, но этой чести удостаивались лишь наиболее приближенные сановники. Сфера применения рабского труда была довольно обширной. Государство использовало рабов на рудных и соляных промыслах, в ремесленных мастерских и на различных тяжелых работах. Значительное количество рабов содержалось во дворцах в качестве слуг. Однако более всего рабский труд использовался в частных хозяйствах. В таких развивающихся отраслях, как ремесло и торговля, рабы являлись основной рабочей силой.

В социальной структуре очень крепко установились такие слои как земледельцы – крестьяне, торговцы, воинский слой населения, аристократия . Формально из всех категорий населения только чиновничество и обладатели рангов знатности освобождались от повинностей.

Что касается вышесказанного феодального общества, то оно появилось уже в Китае в первых веках нашей эры в связи с экономическим и политическим усилением крупных частных земельных собственников и зарождением частнозависимого мелкого крестьянского хозяйства. Появились новые социальные категории непосредственных производителей, именуемые бинькэ и буцюй.

В Ханьской империи значительную силу приобрела бюрократическая прослойка. Существенные изменения произошли в статусе чиновничества. Представители различных социальных слоев, преимущественно из наиболее зажиточной части общества, занимавшие административные посты в период империи Цинь, всячески стремились закрепить свое положение, сохранить за своей семьей или патронимией преимущественное право на замещение чиновничьих должностей.

Понемногу страна выкарабкивалась из рабовладельческой зависимости, что вело к становлению политики и экономики. Китайское единое государство, считалось со времён нашей эры одним из крупных и мощных стран .

Заключение

Исследовав особенности социальной системы каждого из выделенных периодов, я могу сделать следующий вывод. Первые три периода считаются тяжелейшим временем в становлении китайского государства, бесконечные войны, перестройки политики внутри государства несло резкие изменения и в социальной структуре.

Система рабовладельческого общества в сущности не двигала государство вперёд. Древний Китай топтался на месте, не выходя на мировую арену.

Во время зарождения китайской цивилизации, происходило только зачатие социальных структур, информация имеется лишь о властном положении Вана, следующий период Чжоуского общества несёт в себе расслоение населения на ранги, разница между которыми была чётко выражена, в период Цинь ломается вся социальная структура, обусловленная появлением нового жестого императора, подчинившего себе китайские земли. Начало династии Хань – это восстановление системы, после периода Цинь, система рабовладельческой структуры усиливалось, рабами были преступники, предатели, должники, бедняки, некоторые крестьяне. Огромное количество Китайского населения порабощалось. Но уже к началу нашей эры произошла некая перестройка, давшая начало феодальному принципу строения.

Феодализм - тип аграрного общества, в котором владение землей обусловлено военной или иной службой, в феодальном обществе имеется иерархия политической власти, основанная на договорных правах и обязанностях, обычно с монархом во главе, несвободные крестьяне обрабатывают землю как крепостные.

Список литературы

  1. «История Кита». Альтернативная история. Учебное пособие. Автор Л.С. Васильев
  2. «Формы социальной организации древних китайцев». Автор Крюков М. В.
  3. Учебно-методический комплекс по истории древнего мира. Автор Денисов В.И.
  4. www .wikipedia.org/wiki/История Китая

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39037. Разработка многооконных приложений с использованием Borland C++ Builder 88.5 KB
Для добавления новой формы в проект приложения необходимо вызвать команду File New Form главного меню или нажать соответствующую кнопку на панели инструментов. Для каждой формы приложения вызывается метод CreteForm создать форму объекта приложения ppliction. Главная форма автоматически отображается на экране при запуске приложения в то время как остальные формы которые иногда называют вторичными будут созданы но останутся невидимыми для пользователя до тех пор пока не будут явно...
39038. Количество информации. Мера Хартли и мера Шеннона 80.5 KB
Рассмотрение предложенных способов измерения количества информации удобно начать с примера. Тем не менее только на основе априорной информации мы не можем точно сказать какое именно число очков выпало в результате конкретного подбрасывания. С поступлением новой информации о результате подбрасывания эта неопределенность может уменьшаться.
39039. Понятие информационной системы 98.5 KB
Сейчас пришло время дать этому понятию более точное определение: Информационная система ИС это взаимосвязанная совокупность средств методов и персонала используемых для хранения обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Как видно из определения информационные системы обеспечивают сбор хранение обработку поиск выдачу информации необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Основными элементами работы информационных систем являются: ввод новой информации и выдача текущей информации по...
39040. Классификация информационных систем 123 KB
Основная проблема классификации ИС заключается в том что единой системы оснований для классификации выработать не удалось. Предлагается классифицировать информационные системы по следующим признакам: По масштабам применения настольные офисные и корпоративные. ПО: различные программные приложения связанных общим информационным фондом Такие приложения создаются с помощью так называемых настольных СУБД FoxPro Prdox dBse MS ccess или с помощью файловой системы и диалоговой оболочки для ввода редактирования и обработки данных. Это...
39041. Документальные информационные системы 237 KB
Практика показывает что чаще всего информация представлена не в виде структурированных массивов данных а в виде простых текстовых документов. В отличие от ФИПС в результате проведения информационного поиска ДИПС выдает потребителю не конкретные сведения факты а совокупность документов смысловое содержание которых соответствует его запросу. Поэтому для автоматизации информационного поиска необходимо формализовать представление смыслового содержания информационного запроса и документов то есть перейти от их записи на естественном языке...
39042. Фактографические информационные системы 194 KB
Основными компонентами фактографических систем являются Базы Данных и системы управления Базами Данных СУБД. Ее основные задачи: распределение внешней памяти; определение структуры файла; способы именования файлов и отображение их имен на пространство адресов внешней памяти; обеспечение доступа к данным; обеспечение защиты данных в файлах; способы многопользовательского доступа к файлам. Ограничения файловых информационных систем Разделение и изоляция данных. Обработка данных из разных файлов обычно требует значительных усилий...
39043. Интеллектуальные информационные системы ИИС. Экспертные системы 146 KB
Основные задачи ИИ Представление знаний и разработка систем основанных на знаниях; Разработка естественно-языковых интерфейсов; Разработка систем машинного перевода; Распознавание образов идентификация неизвестного объекта по его признакам; Создание обучающихся и самообучающихся систем; Программное обеспечение интеллектуальных систем развитие существующих...
39044. Информационные системы в экономике и бизнесе 93 KB
; Не удавалось построить оптимальную модель планирования при увеличении количества комплектующих до тысяч единиц нельзя чтобы изза отсутствия одной гайки простаивал конвейер по сборке авиадвигателя каждая из которых характеризуется своей динамикой поведения запасов. Усложнение методов планирования запасов привело к появлению более развитого стандарта планирования потребностей в материалах Mteril Requirement Plnning MRP. Недостаток методики MRP: Отсутствие контроля выполнения плана закупок и механизма корректировки этого плана в...
39045. Понятие информации. Способы измерения и оценки информации 196 KB
Понятие информации Понятие информации Несмотря на то что информация является базовым понятием информатики и кибернетики дать ей точное определение весьма затруднительно. В настоящее время можно выделить три основных подхода к понятию информации: Общенаучный философский. Рассмотрим например переход вещества из твердого состояния в жидкое здесь можно наблюдать материальные преобразования энергетические затраты а также потерю информации относительно расположения атомов. Другой пример: образовательный процесс который сам по себе...

4.1. Возникновение и периодизация Древнего Китая . Древний Китай представляет собой государство «восточной деспотии», породившего свою систему властных отношений, механизм регулирования отношений внутри государства и систему правовых норм, несовершенную и примитивную, но тем не менее работающую. История Древнего Китая делится на ряд периодов, обозначаемых по имени царствующих династий: 1) период Шань (Инь) (XV-XI вв. до н. э.); 2) период Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В периоде Чжоу выделяются особые периоды: 1) Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.); 2) Чжаньго - «Борющихся царств» (V-III вв. до н. э.); 3) последний период завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н. э. - III в. н. э.). Первые очаги цивилизации в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, замены родовой общины соседской, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой аристократии: правитель - ван и его приближенные, родственники и чиновники высшего ранга.

В 221 г. до н. э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны.

4.2. Социальная структура Древнего Китая . В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н. э.) и раннечжоусском (XI-X вв. до н. э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между двумя социальными слоями: родовой аристократией, интересы которых защищал закон, и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы вообще не входили в социальную лестницу. На данном этапе преобладало домашнее рабство, когда положение раба было похоже на статус неполноправного члена семьи. В связи с развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется привилегированное сословие чиновников различных рангов. Разложение общинной собственности на землю и присвоение общинной земли верхушкой чиновничества приводит в VI-V вв. до н. э. к росту частного землевладения и увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые пополняли ряды попавших в долговое рабство. Высший социальный слой состоял из титулованной знати, ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. Выделялся социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - ремесленников. Различия между социальными слоями находили выражение и в праве. «Благородные» противопоставлялись законом и традицией как «подлым», так и «простонародью». Если закон нарушал человек «благородного происхождения», то для него полагался денежный штраф. Если простого общинника подозревали в преступлении и его вина была доказана, то за незначительный проступок могло последовать весьма значительное наказание.

4.3. Государственный строй Древнего Китая. Создание первоначального примитивного государственного аппарата в Шан (Инь) связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек и защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана, который обладал значительной властью, и в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей. Основными производителями являлись свободные общинники, которые составляли основную массу населения иньского Китая. Утверждается верховная собственность царя-вана на землю. В истории Древнего Китая V в. до н. э. был переломным. В это время зарождается действие факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. Конфуцианство стало идеологическим обоснованием концепции «чиновничьего государства»: чтобы государство процветало, император должен окружить себя мудрыми советниками. Правитель, по мнению Конфуция, должен предстать перед своими подданными в роли строго и заботливого всеобщего отца. Философ защищал точку зрения правителя и его ближайшего окружения, а также лиц, которые за счет своих личных данных, могли стать аристократами и приблизившись к Сыну Неба, могли принимать участие в государственных делах. Конфуций выделил девять принципов управления государством: 1) «самосовершенствование»; 2) проявление почтительности к мудрым; 3) любовь к близким; 4) почитание сановников; 5) проявления внимания ко всем чиновникам; 6) забота о народе; 7) поощрение всех видов ремесел; 8) любезное обращение с людьми издалека; 9) благорасположение к чжухоу - местным правителем уделов. Со времени правления императора Циньской династии Цинь Шихуанди (III в. до н. э.) Китай был разделен на области и уезды, во главе которых были поставлены два чиновника - гражданский и военный губернаторы. Вмешательство в дела управления центрального правительства стало повсеместным. Казначейство выпускало единую монету. Налоговое обложение и налоговая политика отличаются разработанностью.

При правителях Ханьской династии (II в. до н. э. - II в. н. э.) вводится продажа должностей и система замещения должностей после сдачи экзамена. Они облегчали купцам, ростовщикам, разбогатевшим ремесленникам возможность проникать в государственный аппарат. Государственный экзамен был доступен и детям общинников. Благодаря внутриобщинной консолидации самые талантливые дети могли получить хорошее образование, чтобы потом сдать единый государственный экзамен. Центральная «горизонталь власти» империи включала в себя финансовое, военное, судебное, обрядовое ведомства, ведомства сельского хозяйства, императорского двора и дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни. Государственный аппарат Китая отличался многочисленностью и большим объемом полномочий, что определяло социальную значимость, престиж чиновничества. Древний Китай по праву мог считаться государством чиновников. Финансовое и военное ведомства сложились в VII-IV вв. до н. э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер - чэнсян, который выполнял обязанности первого министра и главного помощника правителя, разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны и государственные расходы, составлял и разрабатывал государственный бюджет. В центральном аппарате становилось все больше узких направлений и все больше узких специалистов. Каждый налог собирали «свои» сборщики. Специализация наблюдалась в других сферах государственного управления. Командующим армией считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления. Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством императорского двора. Военному ведомству отводилась особая роль. Оно возглавлялось тайвеем, к ведению которого относилось комплектование армии, назначение военных чинов, награждение за доблесть, проявленную в боях. Тайвей был не только чиновником, но и мощной политической фигурой, которая могла изменить расклад при дворе. Тайвей вместе с первым министром и верховным цензором входили в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников - «трех гунов». В империи существовало особое ведомство обрядов, которое руководилось верховным жрецом. Жрецами становились наиболее знатные и образованные аристократы. Жрецы были богаты, и их роды по знатности ничуть не уступали роду самого императора. Служители религиозных культов имели свои дружины - «храмовые воинства». Императоры старались поставить на место верховного жреца своего сторонника.

4.4. Реформы Древнего Китая. В середине IV в. до н. э. по инициативе сановника Шан Яна была проведена реформа, которой узаконивается свободная продажа и покупка земли. Мужчинам, живущим в одном доме и ведущим общее хозяйство, было предписано разделиться. Были ликвидированы территориальные деления, которые шли от первобытно-общинного строя, и повсеместно введено новое деление - на уезды. Была сохранена и упрочена круговая порука. Реформа была выгодна не только крестьянам, но и царской центральной власти. Укрепляя общину, царская власть укрепляла свой трон. Каждые пять крестьянских семей составляли первоначальную ячейку - пятидворку, во главе которой стоял староста. Пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» - клан и так далее до округов и областей. Шан Ян перенес принцип «пятерок» на армию и солдаты были связаны круговой порукой, как и остальное население: за провинность одного отвечали все пять. В китайском уголовном праве окончательно утвердился принцип коллективной ответственности. Важная реформа была проведена императором Ван Маном (I в. н. э.). 1. Была запрещена продажа земель, которые объявлены государственными. Приобретая землю, знать сгоняла с нее крестьян, которые становились нищими и не могли платить налоги в государственную казну. В результате центр быстро и легко слабел. Реформой император «оставил» земли в государстве и пресек очаг сепаратизма. 2. Никто не мог иметь больше определенного количества земли - 100 му. Аристократы не могли иметь земли больше, чем 100 му. Этим император сохранял свой статус самого богатого земельного собственника в государстве. 3. Все безземельные могли получить землю по закону. Эта мера предотвращала распад общины. Целью было предотвратить долговое рабство. Было запрещено покупать и продавать рабов. Однако через три года свободная продажа земли и рабов была восстановлена под давлением родовой аристократии. Эта политика привела к народному возмущению в виде крестьянского восстания в 18 г. н. э., которое вынудило правительство освободить часть рабов и издать закон о запрещении убивать рабов без суда.

Правовая система Китая находилась в зачаточном состоянии, а право еще не было сегментировано. Судили на основании обычая. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе. Судебное ведомство строго следило за применением уголовных законов. Все дела о преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. В качестве последней инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. [ kgl ]

73. Трансформация социальной структуры современного китайского общества.

До периода реформ в КНР был введен режим места жительства, который в слабой форме сохранился и в настоящее время. Путем прописки чел прикреплялся к одному месту жит-ва и при этом переселиться в др место практически невозможно. До начала реформы городское население делилось на кадры, рабочих и интеллигенцию. Кадровые работники были разделены на 30 должностных степеней и для каждой степени была установлена норма зарплаты и привилегий.

В период реформы были повышены закупочные цены на с/х продукцию, снижен объем закупок по фиксирован. ценам, расширена область дейсвтия рыночн торговли. В 1984 только 18% семей имели доходы превышающ 500 ю. в год. По данным кит статистики в 2002 годовой доход на человека в крестьян-х семьях был 2478 ю. Доходы крестьян вост и центр провинций выше, чем доходы крестьян зап районов. Наиболее распростран-й подход, где население сельской местности делится на соц группы по характеру и содержанию труда:несколько групп

Крестьяне, занимающ только земледелием (63%).-сезонные рабочие (12%)-управляющие сел-ми коллективными предприятиями (0,9%)-индивид торговцы и промыш-ки, ведущие дело на акционерных началах (6,5%)-владельцы сельских и поселковых част предприятий (0,8%)-наемные рабочие (3%)-Сельские ганьбу (кадровые рабочие 7%)-сел раб-ки науки, культуры и техники, здравоохранения (1%)-домохозяйки (8%)-прочие трудящиеся (3,3%)

Рабочий класс

В структуре рабочих под влиянием эк-х преобразованиях также происходят изменения: изменяется доля рабочих на гос предприятиях и повышается доля рабочих на предпр-ях иной формы собственности.

Самые высокие ставки зарплаты:

Туризм; табачная промышленность; добыча и разработка черных металлов; возд транспорт и т.д.

Разница между самыми высокими и самыми низкими доходами в 3 раза.

В составе рабочих разд-ся след группы:

1 пост раб-е, к-е заняты на гос и коллектив-х предприятиях2 контрактники3 крестьяне-рабочие, приезжающие на сезонные заработки в город4 рабочие деревенских и поселковых предприятий5 раб-е частных предпр-й

Интеллигенция

В Китае под интел-ей понимаются лица, получившие высшее и средне-спец образование и занятые умственным трудом. В 2002 в китае было 28 млн профессионалов и техников всех специальностей, работающих на гос предпр-ях и институтах. В ВУЗАХ в 2002 было 531 тыс преподавателей среди к-х 50 тыс профессоров и 161 тыс доцентов. В 2002 среднедушевая зарплата всех раб-в в ВУЗОВ была 18 тыс ю, а средняя зарплата учителей 10 тыс ю. Во всех ВУЗАХ Китая на 1 место выходит коммерч активность. Сущ-т предпр-я, организованные студентами и преподавателями. Сфера деят-ти от развлечения до высокотехнолог продукции.

Кадровые рабочие

Пролжают играть важную роль в соц структуре кит общ-ва. Ганьбу – это любой служащий, имеющий право принимать администр решения

1)рабочие гос и административных органов

2)кадровые работники на предприятиях

Работники первой категории имеют пост работу, твердые ставки зарплаты и льготы по соц страхованию. Кадровые рабочие предприятий могут вкладывать собственные средства в фонды предприятий и нести ответ-ть за результаты работы, они могут получать премии и надбавки в зависимости от итогов работы.

Предприниматели

Доходы владельцев пред-й дифференцируются в зав-ти от формы предприним деят-ти, но повысилась зарплата рабочих и служащих минимум в 11 раз.

Соц группы, которые получают высокие доходы:1владельцы частных предприятий2люди, получившие подряд или взявшие в аренду предп-я 3высшие управленческие рабочие совмести ил иностр предприятий 4 брокеры 5 риелторы 6 адвокаты 7 повара высокой квалификации 8 звезды эстрады и кино

В Китае выделился слой новых богатых. Кит социологи к таковым относят всех лиц, чьи доходы в 3 раза выше среднего уровня, но они еще не составили единую группу интересов и не совершают коллективных действий с едиными требованиями.

В наст время в соц структуре кит общества по доходам выделилось несколько групп: 1)высший класс – полит партийная элита и крупные бизнесмены и научно-техн элита 2)средне-высший класс – осн масса кадровых работников, управленцы среднего звена, руководители средних и мелких гос предприятий, специалисты и технич работники «средней руки» 3) средне-средний класс: хозяива мелких предприятий, служащие, индивид-е промышленники и торговцы 4) средний-низший класс- работники сферы услуг и торговли, рабочие и крестьяне 5)нижний класс- беднейшая часть рабочих, крестьяне и не занятое население.

Система социального обеспечения в Китае. Социальная политика.

Гос-во в соц сфере берет на себя создание условий трудоуст-ва, улучшение охраны и условий труда, и на основе развития произ-ва повышение оплаты труда. В посл годы улучшились каналы трудоуст-ва, в т.ч. и через негос-е орган-и.

По конст. Гос-во обязано:-улучшать условия охраны для трудящ-ся и устанавл-т рабочее время;-порядок ухода на пенсию рабочих и служащих;-с 2004 создает соответствующую сист-у соц страхования.

На предпр-х в гос учрежд-х мужчины - на пенсию в 60лет, женщ – 55, имея стаж работы не меньше 10 лет. Пенсия исчисляется в размере от 60-75% от зп. С 2006г выплаты на соц сферу – приоритетные, увеличиваются объемы фонда соц страхов-я.

Виды соц страхования:- по старости,- по инвалидности, -в обл-ти здравоохранения, -производственной травмы, -деторождение.

Острая проблема-безработица.

Главное направление в развитии трудоустр-ва – расширение сферы услуг (утверждены полное или частичное освобождение от налогов, низкопроцентные кредиты и дотации на соц страхование). Структ занятости населения: первич сфера -44.8%, вторич – 23.8%, третич – 31%.

В основе пенсион системы – многоступенчатая схема страхований. С 2005г пенсионеры получают пенсию через финансовые орган-и. числен-ть пенсион в городах -50 млн чел. Средний размер пенсий в городах – 600ю в год. Выросло число сельских пенсионеров, получ-х пенсии из страховых фондов. Соц обеспечение в обл здравоохранения – самое слабое звено в сист соц гарантий. Мед обслуживание для большей части населения - слишком дорогое. Один из пунктов соц программы – обеспечение прожиточного минимума. Семья с доходами ниже этого уровня м. рассчитывать на получ субсидий.

В сельских р-х гос-во гарантирует материал помощь в сфере «5 гарантий»: обеспечения питанием, одеждой, топливом на уровне мин жизненных потребн-й, средство на обучение детей и средства на похороны.

Дейст-т общественные прогр помощи детям: Надежда(бесплат образ-е детей бедняков), Счастье(помощь бедным матерям), Водоем(обеспеч-е водой западных рай-в).


За пятьдесят лет, минувших с того момента, как коммунисты пришли к власти, китайское общество претерпело целый ряд разноплановых изменений. Среди них и осуществленная режимом трансформация его социальной структуры: например, в 50-е годы были «как класс» уничтожены землевладельцы, капиталисты и мелкие предприниматели (впрочем, экономические преобразования 80- 90-х годов способствовали возрождению частного предпринимательства). В этой главе мы рассмотрим прежде всего основные и наиболее характерные черты той среды, в которой Китай и проводит свою политику, - среды, не подвергшейся фундаментальным трансформациям, а изменившейся (если вообще изменившейся) лишь в процентном соотношении составляющих ее элементов.
Первой особенностью Китая является большая численность населения. В 1949 г., когда коммунисты взяли власть, она составляла 540 млн, а ныне достигла 1,2 млрд человек, и страна продолжает удерживать ведущее место в мире по этому показателю. Как и в 50-е годы, большая часть населения проживает в сельской местности, хотя в последние годы соотношение начинает меняться более стремительно: если в начале 50-х годов в деревнях проживало около 85%
граждан, а к 1980 г. их число снизилось всего лишь до 82%, то основные экономические преобразования, произошедшие за последние 15 лет, обусловили и значительные демографические изменения. Фактическое ослабление ограничений на перемещения по стране позволило оказавшимся без работы крестьянам трудоустраиваться в городах. Индустриализация и рост городов также способствовали изменению ситуации: по данным на конец 1998 г. лишь 68% китайцев проживают в сельской местности. Постоянно увеличивающийся процент городского населения занят в промышленности, пусть даже на неполный рабочий день. До начала экономических реформ (1980) в китайской промышленности доминировали государственные предприятия. Ныне наиболее динамичным сектором индустрии являются городские и сельские промышленные предприятия, находящиеся в коллективной собственности и управляемые местными властями.
Вторая характерная особенность Китая - его географическое положение. По размерам территории Китай занимает третье место в мире (после России и Канады), однако его население сконцентрировано в основном в восточной части, занимающей примерно одну треть площади. Это происходит потому, что лишь четверть всей земли является пахотной. Достижения в области механизации сельского хозяйства и передовые технологии не смогли решить проблему значительной нехватки земли. Рост народонаселения и сокращение обрабатываемых площадей обостряют эту проблему. Китайские лидеры прилагали значительные усилия, чтобы сохранить пригодные для возделывания участки земли, однако процесс сокращения продолжался. Объясняется это рядом причин: 1) деколлективизация и возврат к единоличным крестьянским хозяйствам привели к тому, что земля на границах (межах) наделов не используется; 2) в эпоху относительной либерализации, наступившей после смерти Мао Цзэдуна, была возобновлена прежняя, традиционная для Китая практика: умерших хоронят в земле, а не кремируют; 3) повышение благосостояния приводит к тому, что крестьяне строят себе более обширные жилища. Можно ожидать, что проблема снабжения продовольствием огромного населения Китая будет приобретать все большие масштабы и остроту: по мере того как китайцы становятся зажиточней, их рацион начинает включать больше мяса и меньше риса.
Третьей особенностью Китая следует признать мультиэтнический характер его населения. Хотя почти 92% граждан являются собственно китайцами (хань), в стране существует 55 официально признанных национальных меньшинств, численность которых колеблется от нескольких тысяч до 15 с лишним млн человек. Хотя меньшинства составляют малый процент населения, проживают они на землях (обычно называемых «национальными автономными районами»), занимающих более 60% территории и расположенных в стратегически важных приграничных областях. Среди них Тибет (граничащий с Индией) и Синь
цзян (граничащий с тремя республиками, прежде входившими в состав СССР), где на протяжении десятилетий идет практически постоянное «брожение». Китай вынужден держать в этих регионах значительный контингент вооруженных сил, призванный пресекать сепаратистские поползновения.
И наконец, последнее: китайцы (хань) пользуются при письме единым языком, который двадцать веков служит фактором консолидации и критерием самоидентификации. При наличии общекитайского литературного языка существует множество различных диалектов, что порождает определенные трудности в общении их носителей между собой. Государственный язык - так называемый «мандаринский», в основе которого лежит пекинский диалект, - внедрялся коммунистическим режимом через посредство системы образования и СМИ.

Еще по теме Китайское общество:

  1. Формы собственности на средства производства и классовая структура общества в Китайской Народной Республике.
  2. Глава 6 После Большой игры: Тибетский вопрос в советско- германских, советско- китайских и российско- китайских отношениях
  • 1. Традиционное китайское общество (классовая структура, религиозные верования, центры социальной интеграции).
  • 2. Современное общество и культура (структура общества в коммунистическом Китае, положение женщин, народное образование, искусство, Здравоохранение).

Традиционное китайское общество

Рассмотрение вопроса о лицах как субъектах права в традиционном обществе тесно связано с выявлением правовых различий отдельных социальных слоев, сословий, групп населения. Китайское традиционное право не знало европейской концепции субъективных прав личности, гражданина, индивида, берущей свое начало еще в античном мире. В китайских кодексах и официальных документах правовое положение личности определялось термином "сэ" (цвет), указывающим на принадлежность индивида к той или иной социальной группе, члены которой обладали теми или иными правами и строго фиксированными обязанностями.

Сословные различия в средневековом Китае выступали более зримо, чем классовые. Они свято охранялись законом и традицией, которые закрепляли объем прав и обязанностей представителей не только отдельных сословий, но и различных разрядов титулованного ранжированного чиновничества. Существовали также строгая и мелочная регламентация их поведения в быту, различия в одежде, обрядах и пр.

Несмотря на те или иные изменения, в социальной структуре традиционного Китая во все времена выделялись в основном три сословно-классовые группы: "благородных", "добрых" и "подлых" людей.

Первая сословно-классовая группа включала в себя привилегированных, "благородных" лиц - светскую и духовную знать, военное и гражданское чиновничество. Они были освобождены от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые и от налогов. Представители этого сословия были не только крупными частными землевладельцами, они же присваивали и значительную часть сумм, поступающих в казну. Так, например, к концу царствования династии Мин (1368-1644 гг.) общее число "родственников" императора, обладающих высокими титулами, рангами, почетными званиями, превышало 100 тыс. человек. На их содержание в виде жалования тратилась значительная часть налоговых поступлений.

В особом положении находился непривилегированный слой богатых купцов, ростовщиков, крупных землевладельцев-богачей, которые пополняли ряды господствующего класса. Сословные перегородки, отделяющие их от "благородных", могли быть преодолены, так как в Китае еще в начале новой эры утвердилась официальная практика покупки почетных званий и ученых степеней. Это был самый простой способ приобретения богачами права на переход в категорию неслужилых чиновников. Они также пользовались определенными привилегиями, например, правом откупа от телесных наказаний, правом смягчения наказания за совершенное преступление путем зачета ранга и пр.

В средневековом Китае старая родовая аристократия в значительной мере уступила свои позиции новой служилой аристократии - чиновничеству. Образованная сословная группа - шеньши стала мощной консервативной силой, опорой центральной власти, традиционно эксплуатировавшей податных крестьян. Шеньши делились на две категории. Первую составлял относительно небольшой по численности слой лиц, непосредственно причастных к власти, - окружение правителя, его сановники и весь иерархический бюрократический государственный аппарат, вторую - огромная армия кандидатов в этот слой, получивших конфуцианское образование, но не имеющих должностей. Они не были прямо облечены государственными полномочиями, но играли огромную роль на местах, в общинном управлении, что в значительной мере способствовало централизации государственной власти Китая.

Формально путь к чиновничьей должности был открыт для всех, получивших по канонам конфуцианской науки образование и сдавших экзамены. Фактически получить образование и особенно чиновничий ранг могли только дети богачей, самих чиновников. Такой порядок обеспечивался до VIII в. системой рекомендаций местными правителями на чиновничью должность "достойных людей".

Деление на девять чиновничьих разрядов, в основу которых была положена система оплаты службы чиновника зерном (в размере от 200 до 10 тыс. даней*), сложилась еще в период Воюющих царств. Эти девять рангов, каждый из которых состоял из двух классов, неизменно сохранялись вместе с делением на высших, средних и низших чиновников. От ранга зависели не только пост, место в служебной иерархии, но и престиж и жалованье чиновника. В конце III в. жалованье чиновникам зерном и деньгами было заменено наделами земельных участков различной величины, которые передавались для обработки арендаторам. Арендная плата, таким образом, заменяла жалованье. С VIII в. вплоть до революции 1911- 1913 гг. чиновники получали жалованье зерном и деньгами. Служебные наделы и "кормления" могли служить лишь дополнением к их вознаграждению. Приравнивался к статусу чиновника в Китае и статус даосских и буддийских монахов.

Дань - 103,5 литра зерна.

Представители второй непривилегированной сословно-классовой группы относились к простонародью, "мелкому люду". Это в основном мелкие земледельцы и ремесленники, на которых и лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей. В III-VIII вв., в период существования государственной надельной системы, основная масса крестьян фактически превратилась в арендаторов государственных земель.

К третьей сословно-классовой группе "подлых людей" относились неполноправные свободные и бесправные - государственные и частные рабы. Крах надельной системы, развитие крупной земельной собственности привели к росту числа безземельных и малоземельных крестьян-арендаторов, нередко прикрепляемых к земле.

Неполноправная сословная группа состояла вплоть до XIII в. из лиц, находившихся в зависимости от "сильных домов". Они использовались в качестве вооруженной силы, полукрепостных арендаторов, батраков, домашней прислуги. Арендаторы частных земель и батраки, как и рабы, должны были беспрекословно выполнять приказания хозяина. Их били палками, сажали в частные тюрьмы, а иногда и безнаказанно убивали. Они не имели права обращаться в суд с жалобой на хозяина. Государственные органы стояли на страже интересов землевладельцев, оказывали им содействие в розыске и возвращении беглых арендаторов и батраков, не внесших вовремя арендную плату или не отработавших сроков, указанных в контракте. Лишь в 1727 году было формально запрещено самовольное наказание хозяевами зависимых от них работников.