Что такое человек и для чего он живет на земле. Что такое Человек? Значение и толкование слова chelovek, определение термина

Человек прошел процесс сложной биологической, культурной и социальной эволюции. Сущностным его признаком является деятельность, предполагающая осознание личностных и общественных потребностей, выдвижение целей и их реализацию. В разнообразных видах деятельности оттачивается преобразующее мастерство человека, углубляется познание окружающего мира и самого себя, происходит развитие науки, техники, технологии.

Человек создает все богатства цивилизации, но и сам оказывается в зависимости от них, сталкиваясь с обостряющимися глобальными проблемами. На первый план выходят осознание и практические шаги к сохранению и развитию главного — духовной культуры человека и общества, представлений о пользе, истине, добре, красоте, справедливости. В понимании высших ценностей раскрывается глубинная сущность человека и общества, очерчиваются их взаимоотношения, выявляется смысл бытия.

Сущность человека

Совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ, называют природой человека. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. К разуму, труду, языку, морали часто добавляют свободу, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание своей смертности и многие другие свойства и качества. Основное качество человека, его «глубинное ядро» называется сущностью человека. Рассмотрим некоторые сущностные определения человека.

Общественное животное. Так назвал человека древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.), который считал, что свою сущность человек реализует только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими людьми. При этом не только человек является продуктом общества, но и общество является продуктом деятельности человека.

Человек разумный. Это определение также восходит к Аристотелю. Человек, по его мнению, выделен из царства животных своей способностью логически мыслить, осознавать себя, свои потребности и мир вокруг. После появления биологической классификации Homo sapiens стало стандартным обозначением современного человека.

Человек созидающий. Животное создает нечто в соответствии с программой, заданной инстинктом (например, паук плетет сеть), а человек способен творить нечто совершенно новое по программам, созданным им самим. Человек активно производит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл. В этом понимании человек стал человеком, когда сделал первое орудие труда.

Человек играющий. Без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности — правосудие, война, философия, искусство и т.д. Не только труд сделал человека человеком, но и свободное игровое время, где он мог реализо-вывать фантазии, развивать воображение, создавать художественные ценности, общаться, добровольно принимать общие правила.

Человек религиозный. Человек обладает способностью придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, верить в сверхъестественное. Все известные общества, включая самые примитивные, обладают теми или иными системами верований.

Некоторые теории усматривают ущербность, недостаточность человека. Немецкий философ Фридрих Ницше (1844- 1900) называл его больным животным , подчеркивая слабость человека, его безынициативность, стадность, потребность в подчинении и ложных идеалах. Историю общества Ницше рассматривал как постепенное вырождение человека. Некоторые обществоведы говорят о неразумности человека, так как его поведение приводит к уничтожению среды обитания, накоплению оружия, перенаселению, техногенным катастрофам.

Природа человека настолько многогранна, что необходимо говорить о принципиальной неопределенности и неопределимости человека. В этом отношении лучше всего обрисовал сущность человека Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881): « Человек есть тайна...»

Развитие взглядов на сущность человека

Человек как мыслящее и деятельное существо зародится и развивался в единстве с другими людьми, будучи членом общества. Вне общества невозможны существование и развитие человека, удовлетворение ею материальных и духовных потребностей. Но каждый человек и любое общество в целом живут не только но социальным законам. Они выросли из природы, являются ее частью, подчиняются ее законам, должны заботиться о ее сохранении. Согласование, единство, гармония социального и природного начал выступают непреложными законами существования человека и общества.

Понимание смысла человеческой истории, современного состояния общества и перспектив его дальнейшей эволюции невозможно без проникновения в сущность, природ}" самого человека.

Человек изучается различными науками: биологией, антропологией, физиологией, медициной, психологией, логикой, политологией, этикой, экономикой, юриспруденцией и др. Но ни одна из них в отдельности, ни их сумма не могут определить сущность человека как особого представителя природы, мира, Вселенной. Сущность выявляется путем анааиза и обобщения всех главных сторон, аспектов человеческого существования. Вот почему проблема человека предстает как одна из основных, если не центральная проблема, существующая на протяжении всей истории мировой философской и социологической мысли. Особен но она актуализируется в переломные периоды развития общества, когда наиболее остро встает вопрос о смысле существования как общества, так и каждою человека. Именно такой период переживает сегодня отечественная история.

Мыслители Древней Индии представляли человека частью космоса, связанной с ним и телесно, и духовно, подчиняющейся общим законам, диктуемым мировым разумом (брахманом). Человек, его душа покоряются порядку круговорота жизни (сансара), закону воздаяния (карма). Для великого китайского мыслителя Конфуция развитие человека определялось божественным небом , направляющим нравственность людей по пути гуманности, уважительности, почтительности, справедливости, выполнения требований этикета и т. п.

Многие философы Древней Греции и Древнего Рима связывали жизненный путь человека с космическим предопределением. Уделом человека считалось покорение мировому порядку вещей. Наиболее отчетливо фаталистические идеи звучали в философских трудах стоиков (Зенон, Сенека, Марк Аврелий). Поворот к познанию собственной сущности человека связывают с идеями софистов. Их представитель Протагор заявил, что «человек есть мера всех вещей». Сократ провозгласил принцип «познай самого себя».

В древности намечались разные подходы к пониманию соотношения телесной и духовной природы человека. Если на Востоке тело и душа человека считались органично связанными, например, духовное развитие предполагало специальные физические упражнения, режим жизни и проч., то в Древней Греции душа и тело рассматривались как особые формы бытия. По Платону, душа человека бессмертна, она обитает в мире идей, на определенный период поселяется в теле, а после смерти тела возвращается в идеальную обитель. Аристотель пытался «примирить» обе сгоро-

ны человеческого бытия, объявив человека «разумным животным».

В условиях средневекового господства религии человек рассматривался как особое существо, созданное «по образу и подобию» Бога, возвышенное над миром и наделенное свободой воли (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Но человек, пользуясь свободой воли, допускает прегрешения, и греховный человек должен постоянно заботиться о предстоящем высшем суде, рассматривая свое земное существование как временное, не главное, как всего лишь подготовку к идеальной вечной жизни. Подчинение Божественному закону объявлялось необходимой формой общественной жизни.

Эпоха Возрождения поставила вопрос о собственной значимости, самоценности человеческою бытия, его телесной и духовной красоте, творческом предназначении (Н. Кузанский, М. Мон- тень).

Новое время вывело на первый план философских рассуждений познавательные способности человека (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Разум человека, наука рассматривались как главные двигатели общественного прогресса.

Идеологи Просвещения (Вольтер, Д. Дидро) связывали воедино разум и мораль человека, вывели на первый план гуманистический подход в разрешении общественных затруднений.

В немецкой классической философии человек стал центральным объектом изучения. И. Кант пытался утвердить человека в качестве независимого начала, источника собственной познавательной и практической деятельности. Исходным принципом его поведения в обществе считалось врожденное нравственное повеление — поступать таким образом, чтобы поступки человека могли служить эталоном всеобщего законодательства. В философии Г. В. Ф. Гегеля человек подчинен действию всеобъемлющего абсолютного разума , диктующего законы природе и обществу. Л. Фейербах утверждал самоценность бытия человека как природного существа, направляемого любовью к другим людям.

Однако уже в то время осознавались опасности, связанные с некритическим отношением к росту возможностей познания, науки. Сущность человека начала связываться с иррациональными, «внеразумными» факторами: волей к жизни (А. Шопенгауэр); волей к власти (Ф. Ницше); жизненным порывом (А. Бергсон); интимно-мистическим самопознанием (Ж. Жильсон, Ж. Маритен, Ж. П. Сартр); неосознаваемыми инстинктами (3. Фрейд); и др.

Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) вывел на первый план социально-экономическую, классовую сторону человека. Экономическое положение человека в обществе, определяемое в первую очередь формой собственности на средства производства, объявлялось определяющим и социальных, политических, духовных пристрастиях личности. Смысл жизни человека виделся в отстаивании определенных классовых интересов, служении идеалам социализма и коммунизма.

В истории русской философии выделяются два основных подхода к проблеме человека. Первый подход имеет материалистическую и революционную направленность, связано с идеями радикального преобразования русской действительности (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский). Второй подход обладает религиозным характером, нацелен на совершенствование мира в соответствии с идеалами христианства (Ф. М. Достоевский, Л. II. Толстой, В. С. Соловьев, II. А. Бердяев). В современных условиях философия шцет варианты объединения усилий разных философских воззрений на природу человека и его взаимосвязей с обществом с целью определить наиболее эффективные стратегии выживания человечества перед лицом глобальных угроз — экологических, нравственных, военных и т. п. Волнующими являются проблемы космической, вселенской сущности человека и человечества. В связи с этим возрастает внимание к научным исследованиям антропосоциогенеза.

существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Психология изучает в человеке психику и ее развитие (-> социогенез), его индивидуально-психологические особенности (-> индивидуальность; личность), роли, выполняемые им в социальной жизни, его деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении.

Человек

Современный человек относится к отряду приматов, к подотряду антропоидов, к роду Homo (человек) и к виду sapiens (разумный). Может рассматриваться как общественное существо, обладающее сложно организованным мозгом и членораздельной речью, способное производить и использовать орудия труда.

ЧЕЛОВЕК

субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием. В инженерной психологии Ч. рассматривается как личность, как субъект труда, как индивид. Ч. как личность выступает в качестве носителя определенных социальных отношений, характеризуется этими отношениями и их отражением в его сознании и деятельности. В структуре личности выделяются три аспекта анализа или три группы свойств личности. Первый из них - социология личности охватывает совокупность отношений человека к отдельным группам общества, к нормам и ценностям как отдельной группы, так и общества в целом. При социологическом анализе личности в качестве основополагающих выступают понятия ценностей, роли и позиции. Второй аспект личности характеризует совокупность отношений личности в конкретной группе и включает топологию групп. Этот аспект можно назвать социально-психологическим либо аспектом групповых взаимоотношений. И, наконец, третий аспект касается волевых качеств личности, особенностей воли как общего регулятора деятельности Ч. Ч. как субъект труда рассматривается как представитель определенной профессии, возникшей в ходе общественного разделения труда, как носитель совокупности профессиональных качеств и навыков того или иного рода. В этом плане Ч. рассматривается также с точки зрения его роли в общественном производстве, которое представляет собой систему видов частной человеческой деятельности (напр., операторской). Для того чтобы работать в конкретной сфере производства, Ч. должен обладать совокупностью качеств, обеспечивающих выполнение заданной деятельности. Часть из этих качеств может быть изначально присуща Ч. как субъекту труда, другие же могут формироваться в процессе профессиональной подготовки и профессионализации человека. Ч. как индивид рассматривается как биологическое существо, представитель биологического вида Homo sapiens. В этом плане он представляет собой биологическую основу личностных и профессиональных качеств человека. В структуре Ч. как индивида можно выделить две группы свойств: 1)свойства систем человека, обусловливающих физические качества индивида; 2) свойства систем человека, регулирующих его поведение во внешней среде. Среди этой группы свойств особое значение имеют свойства нервной системы и в особенности высшей нервной деятельности человека. При рассмотрении Ч. как индивида важное значение имеет также проблема индивидуальных различий между людьми. При их изучении существуют два основных подхода - аналитический и синтетический. Рассмотренные три аспекта изучения и описания Ч. существенны для понимания деятельности оператора в СЧМ. Поэтому совокупность понятий, характеризующих оператора, должна охватывать его личностные, профессиональные и индивидуальные особенности. Иными словами, как отмечал Б. Ф. Ломов, настоятельной необходимостью при решении задач инженерной психологии являются рассмотрение Ч. не просто как оператора, а прежде всего изучение и рассмотрение оператора как Ч. с учетом совокупности всех его свойств. Своеобразие конкретного Ч. как индивида, личности и субъекта труда характеризует его индивидуальность, которая, как отмечал Б. Г. Ананьев, «может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют определенные свойства человека как индивида».

Человек

общеславянск., предположительно, от «чело» - верх, возвышенность и «векъ» - сила. Первоначальное значение определяют как «обладающий полной силой, взрослый мужчина») – 1. любой член вида Homo sapiens; 2. любой член этого вида мужского рода; 3. живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда; 4. личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств; 5. в России до 1917 г. – дворовый слуга или вообще помещичий крепостной слуга; 6. фундаментальная категория философии, являющаяся «смысловым центром практически любой философской системы», человек - это «всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум». По словам Шелера, «человек – это в известном смысле все». В современном натурализме рассматриваются 2 модели человека: а) биологизаторская модель, согласно которой человек – это аналог сложного организма (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.); б) тупиковая модель развития биологических систем, рассматривающая человека как «несостоявшегося животного», обреченного своей биологической неполноценностью на поиск «противоестественных» способов существования (фрейдизм, философская антропология). Как говорили в свое время некоторые последователи школы И.П.Павлова, «человек- это животное, испорченное второй сигнальной системой». Для экзистенциального подхода характерна актуализация индивидуального человеческого существования в его принципиальной нередуцируемости к каким-либо общим, внеположенным ему законам и схемам и с приматом абсолютной уникальности и подлинности человеческого бытия (экзистенциализм, феноменология, персонализм). Социологизаторский подход (марксизм, структурализм) ориентирован на рассмотрение человека в контексте широких социальных связей («в своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» - К.Маркс, «человек есть политическое животное» и т.п.). Современная философская ситуация относительно учения о человеке ныне описывается как глубоко кризисная, оказавшаяся совершенно неспособной синтезировать непрерывно растущий объем разноплановых знаний о человеке и создать целостное его представление, по которому только и можно составить окончательное суждение о его ценности для окружающего мира. Главный парадокс современной науки состоит, похоже, в том, что, по мере накопления знания, человек представляется все более загадочным существом, и становится все более очевидным, что от решения именно этой проблемы зависит судьба человеческого сообщества и культуры или, как думают пессимисты, время осуществления апокалиптических пророчеств о конце настоящего цикла цивилизации.

Человек (Homo sapiens)

Один из видов животного царства с высокоразвитым мозгом, членораздельной речью и сознанием, сложной социальной организацией и специальной организованной трудовой деятельностью. По своей природе человек является уникальным целостным биосоциальным существом, который, унаследовав от своих эволюционных предков биологические механизмы жизнедеятельности, приобрел социальный статус как явление. В обеспечении здоровья Ч. его биологическое (как результат борьбы за существование) находится в противоречии с социальным (соответствующим законам культуры, религии, права и т. д., требующим уважения к окружающим людям).

Человек, определение которому мы попробуем дать в данной статье, по праву признан венцом природы. Однако кем же он является на самом деле? Некоторые считают его божьим творением, а другие твердо убеждены, что он возник в результате эволюции и мало чем отличается от других живых существ. Человек, определение которому сложно дать, принимая во внимание различные факторы, должен рассматриваться не только как непосредственный представитель биологического вида, но и как существо общественное, социальное. Да, в принципе, мы все являемся животными, но животными отнюдь не обычными и даже уникальными.

Человек: определение

Если говорить о биологической классификации, то стоит упомянуть о том, что люди относятся к классу хордовых, их подтип - позвоночные, принадлежат они к классу млекопитающих, входят в отряд приматов. Семейство человека - гоменид. По большей части люди состоят из белковых молекул. В их структуру входят различные аминокислоты. Человеческие клетки содержат определенный генетический материал. Он представлен в виде молекул ДНК - в них содержится определенная информация, которая копилась веками.

На основании ДНК можно определить то, когда человек появился на этом свете. Когда же это произошло? Примерно двести тысяч лет назад. Его родина - Африка. Также установлено, что эволюционные линии людей и обезьян разошлись порядка десяти миллионов лет назад.

Человек, определение которого мы рассматриваем, является продуктом эволюционного развития, однако, люди религиозные отказываются в это верить, напрочь отвергая все доводы ученых. Они утверждают, что обусловлено тем, что у творца был единый замысел, им использовались одни и те же способы для создания всех живых существ.

Отметим, что эволюцию подтверждают даже образцы, найденные при археологических раскопках.

Конечно же, человек не сразу стал таким, какой он сейчас. Даже разговаривать он начал не так уж давно. Но все-таки, что же сделало нас такими, какие мы есть сейчас? В первую очередь нам помогло развиться и усовершенствоваться именно

Многие биологические виды живут определенными группами. Между их представителями тоже имеется определенное взаимодействие. У человека, в отличие от других животных, в процессе эволюции появились незаурядные способности к труду, интеллектуальной деятельности и так далее. Все это привело к тому, что он стал не просто индивидуумом, а личностью. Отметим, что под личностью понимается социальная сторона человека, которая может сформироваться и развиться исключительно в обществе. Вне общества об этом не может идти и речи.

Человек устроен так, что способен впитывать не только опыт предыдущих поколений, но и принимать ценности и достижения предков как свои собственные. Мы все, так или иначе, приобщены к мировой культуре, нравственные позиции общества - это наши позиции и так далее.

Ни одно другое живое существо не может изучать себя и окружающий мир так, как это делает человек. Также стоит отметить, что другие не способны к столь глобальному его изменению.

Что же такое человек? дает следующее: человек - единство духовного и материального. В принципе, просто и вполне логично. Также важно то, нельзя дать ни одному другому существу на нашей планете. Конечно же, это подчеркивает уникальность человека.

Стоит упомянуть и еще одно определение слова «человек». Так, он является существом, сумевшим воплотить высочайшую степень развития жизни, способным к членораздельной речи, восприятию эмоциям, саморазвитию и самосовершенствованию, обучению, труду и так далее.

Это один из самых сложных вопросов философии, психологии и науки в целом. Но самое печальное, что вопрос: – “Что такое Человек?” , – возникает в голове далеко не у каждого. А ведь самые важные и судьбоносные вопросы для каждого, это: – “Кто я?” и “Для чего я живу?” . Большинство же людей трусливы и в себя не хотят заглядывать, от подобных вопросов бегают, как от огня.

Теорий в науке, что такое человек, вернее будет сказать – кто такой человек, превеликое множество. Мы не будет спорить, какая из них самая правильная, постараемся оперировать фактами и представить наше видение, которое объясняет очень многое. Однозначно можно сказать, что Человек – это существо очень сложное, многогранное, во многом совершенное и духовно, и физически. Подумайте сами, какими невероятными способностями, талантами, знаниями обладают люди, что они способны творить – и великое , и ужасное . Один человек может перевернуть мир, изменить исторический ход событий. Такое было много раз в истории, это не просто безосновательная болтовня.

Потенциал человека безграничен , об этом говорит даже материалистичная наука, которая о и её сверх возможностях понятия не имеет. Материалистическая теория утверждает, что человек – это потомок обезьяны, жующий организм, всего лишь животное, но объяснить тысячи явлений и сверх способностей, которыми обладают миллионы людей, она не в состоянии.

Десятки тысяч характеристик описывают личность и характер Человека – это качества, таланты, эмоции, способности, уникальные навыки, которыми обладают люди. Но вот казус, описать, какие органы в теле функционально отвечают за реализацию этих качеств – ни наука, ни медицина, ни психология не в состоянии.

Где находятся в человеке (в теле? в мозге? ) – Честь, Достоинство, Уверенность, Уважение, Благодарность, Верность, Смелость, Доблесть, Ответственность, Честность, Харизма, Сила Влияния, Чувство юмора, др.? Или негативные качества, такие как Обида, Гнев, Злость, Зависть, Ревность , которые раздирают сердца и жизни миллионов людей? Ни медицина, ни психология не может дать ответа на этот вопрос! Потому что, все духовные качества, ценности, таланты и эмоции – это функция Души Человека, его , а не тела.

Так, кто же такой Человек? Эзотерические определения

От понимания, кто такой Человек, из чего он состоит, каков его потенциал и возможности – зависит всё! Всё, что человек достигает в жизни. Либо человек – это животное, просто более высокоразвитое, чем другие, но всё равно животное, которым управляют инстинкты. Либо человек – это с безграничным потенциалом, для него всё возможно и что может один, то может каждый! Это основа самооценки, самоуважения, отношения к другим, постановки и достижения любых целей, жизненной философии в целом, основа всего в жизни!

Либо изначально человек себя ограничивает, называя животным и довольствуясь выживанием, добыванием пищи и сексом (продолжением рода). Либо он дерзнёт достичь величия и самых высоких вершин своей судьбы, как Великие люди истории – Первооткрыватели, Правители, Учителя, Учёные, Реформаторы, Полководцы и другие выдающиеся личности, которые сделали этот мир лучше, которых помнят и уважают по прошествии многих веков. Так что, очень ответственно подойдите к данному вопросу и делайте правильный выбор!

Что такое Человек? Основные определения и расшифровки

– это особое существо, наделённое большими возможностями для развития, которые потенциально заложены в его природе и даны ему для реализации своего предназначения.

– стать помощником Творца через Развитие, Познание и Служение, и реализацию в себе и окружающем мире Идеалов Творца (Любви, Добра, Справедливости, Силы, Ненасилия и Развития, Красоты, Гармонии, Созидания и Иерархии). – состоит из сознания (Душа человека), энергетики (тонкие тела, другое), внешних систем и физического тела.

или – основная бессмертная часть человека, в которой храниться весь заложенный в Человека потенциал, опыт этой и всех его прошлых жизней, др. Сознание предназначено для мышления и управления всеми проявлениями человека через восприятие энергии (эмоции, чувства, ощущения) и информации (способность научиться чему угодно), их хранение, обработку и создание всех реализуемых человеком действий, реакций, другое. Сознание – состоит из чакр, потоков, каналов и ряда других систем.

Энергетика – тонкие тела (оболочки) и многие другие энергетически системы (без подробностей), предназначена – для реализации команд сознания, накопления энергии (силы) и энергетизации тела.

Внешние системы – энергетические системы, даваемые человеку при его рождении, служащие для защиты и управления человеком, его связи с Тонким миром (Покровителями) и Богом, для обучения и многих других задач.

Тело Человека – видимая физическая (смертная) часть человека, предназначенная для его реализации в материальном мире. Тело – позволяет Душе ускоренно развиваться благодаря возможности накапливать большие объёмы энергии (при условии, что человек этому обучен).


Определения – настрои, которые нравятся лично мне:

“Я – бессмертная, неразрушимая, неуничтожимая Душа созданная Богом по образу и подобию, светлая и сильная по своей природе! Во мне заложен огромный потенциал и я раскрываю его!”

“Я – сын (дочь) Бога, Венец творения, обладатель раскрытых и не раскрытых бесценных духовных богатств!”

“Моё тело – мой храм, обитель души, инструмент развития, познания и служения, оно должно быть сильным, чистым, совершенным, подчинённым моей воле и способным пройти через любые испытания!”

Это те настрои и образы, которые помогают лично мне почувствовать себя Душой и самим собой. Надеюсь эта информация поможет и Вам тоже, понять и почувствовать – Кто такой Человек, кто Вы такой и какова Ваша природа!

Успехов в познании себя и раскрытии своего потенциала!

Еще несколько десятилетий назад вопрос о том, что такое человек, имел четкий и однозначный ответ. Ученые убеждали нас, что это такой вид рода Человек, представляющий группу приматов. Начало этой теории положил Чарльз Дарвин. Происхождение человека, с его точки зрения, просто и понятно. Проведя сравнительно-анатомические исследования и изучение и обезьяны, он установил их несомненное родство и уверил всех, что человек произошел от обезьяны. Десятилетия эта теория считалась единственно верной. от обезьяны не подвергали сомнению, хотя многие ученые накапливали все больше фактов, говорящих о том, что в таком учении есть множество нестыковок.

Наконец, ученые впервые озвучили свои сомнения. Толчком к этому стали палеонтологические находки. Ли Бергер в Южной Африке нашел останки человека, жившего более двух миллионов лет назад. Это значит, что дарвинистскую теорию придется как следует пересмотреть. Возможно, вовсе не человек произошел от обезьяны, а деградировал, создав ветку, превратившуюся в обезьян. Это только одно из новейших предположений ученых, пытающихся ответить на вопрос, что такое человек.

Существуют и другие теории. Изучив найденные при раскопках скелеты, антропологи пришли к сенсационному выводу: эволюция совсем не соответствует тому образу, который нарисовал Дарвин. Оказывается, кроманьонцы и австралопитеки не имеют к эволюции никакого отношения. Это совсем разные виды, которые могли жить на Земле параллельно, а не в разные времена, как считалось раньше. Ответить на вопрос, что такое человек, становится все труднее.

Некоторые специалисты считают, что человек - это мощная информационно-энергетическая система, имеющая собственную настройку, окраску, динамику. Как любая система, он пытается прийти в состояние покоя, но любое внешнее или внутреннее событие это равновесие нарушает. Тогда энергия выходит из-под контроля и провоцирует депрессии, войны. Напряжение рождает в человеке желания, которые приходится удовлетворять.

Кто мы? Семена жизни, принесенные из космоса? Плод каких-то вселенских экспериментов? Потомки обезьяны или бессмертные боги, призванные создавать и хранить информацию о Вселенной? Когда-нибудь биологи найдут ответ на эти вопросы. Но главное слово останется не за биологами.

Неважно, что подразумевают под этим термином ученые. Главное - внутреннее содержание носящего это гордое звание. Это высшая ценность, главное богатство общества. Каждый ли человек достоин считаться высшей ценностью?

Прежде, чем отвечать на этот вопрос, стоит вспомнить Охоту на ведьм и Сталинские репрессии и маньяков, убивших десятки людей. Возможно, тогда ответить будет значительно проще.

Неважно, как появился на Земле человек. Важно то, что он делает для Вселенной. Важно то, что он - частица этой Вселенной, и именно от человека зависит, как долго просуществует окружающий мир и насколько он будет счастливым для каждого из нас.