Что интересного происходит осенью в природе. Осенние изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе осенью.

Цели: познакомить с такими понятиями как «золотая осень», «листопад», обобщить знания детей о признаках осени, осенних месяцах.

Задачи:

Отработка умения отвечать на поставленный вопрос полным предложением;

Дать такое понятие как листопад;

Коррекция мышления и памяти;

Осуществлять эстетическое и нравственное развитие детей;

Ход урока:

I Организационный момент:

Дежурный докладывает о погоде.

Число, месяц.

______________

II Введение в тему:

/слайд / Показ видеофрагмента об осени под музыку

- Как вы уже догадались, речь на сегодняшнем уроке у нас пойдёт о…..? (об осени)

- Запишите в тетради тему урока. /слайд /

Сезонные изменения в неживой природе осенью

III Работа по теме урока:

Вот и наступила осень. Назовите мне 3 осенних месяца. /слайд /

(Сентябрь, октябрь, ноябрь) - Запишите в тетради:

осень

сентябрь октябрь декабрь

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему прихо­дит осень. Первый осенний месяц - сентябрь. /слайд /

Зовут его «за­певалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают се­ребристые нити паутины. /слайд /

Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит русская народ­ная пословица.

В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднима­ется в небе так высоко, как летом.

Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воз­дух холоднее, а потом и на нижних ветках. /слайд /

Первыми стано­вятся золотыми листья берез и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю.

По утрам стелются над лесными полянами и речными луга­ми белые влажные туманы. /слайд /

В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холод­ные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.

«Осень идет, и дождь с собой ведет». (Народная пословица.)

Октябрь - середина осенней поры. /слайд /

В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опа­дают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою - к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх - к холодной зиме. В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо завола­кивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. В народе говорят: «От осени к лету поворота нету» . /слайд /

По ночам бы­вают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда. Но ха­рактер у этого месяца переменчивый: он и плачет, и смеется. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливо моросит, а то и первые сне­жинки запорхают.

Ноябрь - последний месяц осени. /слайд /

Листва с деревьев обле­тела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.

Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потем­нел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. /слайд /

Недаром зовут ноябрь в народе «чернотропом».

Небо в ноябре почти все время затянуто свинцовыми обла­ками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.

В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напо­минает звездный шатер.

Серебряным звоном зима начинается. Звонко хрустит моло­дой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви де­ревьев. /слайд /

Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матуш­ке-зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью».

* * *

Когда родимый край покинут гуси

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню-зиму.

Много стихотворений посвящено этому красивому времени года.

V Физкультминутка:

Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебря­ные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки коротко­го «бабьего лета».

Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся ко­роче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по ут­рам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев жел­тые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья посте­пенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажают­ся.

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становят­ся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По но­чам бывают заморозки.

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звез­дочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревь­ев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы. /слайд /

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет .

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая - куст малины

В нитях белой паутины .

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река - .

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы ,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь - Значит, наступила ОСЕНЬ.

Сколько примет осени перечислено в стихотворении? /3/

- Что осень принесла с собой? / Признаки осени./ /слайд /

    Похолодало

    Листопад

    Иней

    Дожди

    Туманы

    Снег

    Отлёт птиц

- Запишите в тетради:

IV Дополнительный материал:

Дидактическая игра:

Правильно поставьте времена года под картинками: /слайд /

Весна

Лето

Осень

Занимательный материал:

Игра « Четвёртый лишний» /слайд /

Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают.

Самостоятельная работа: / под музыку /слайд / /

Дети работают в тетрадях.

V Закрепление.

    Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

    Назовите признаки осени?

VI Итог урока.

И в заключении хотелось бы закончить урок стихотворением А. С. Пушкина

/видео /

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Жаркую душную летнюю погоду сменяет осенняя прохлада. Суточный день становится короче, а ночи начинают тянуться нескончаемо долго. На неизбежные изменения первыми реагируют деревья. Они активно начинают сбрасывать листву, она желто-багряным ковром покрывает всю округу.

Наиболее часто встречаемые природные явления осенью:

Листопад - замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года.

Именно во время листопада наступает период бабьего лета. Последние максимально теплые температуры радуют умеренным солнцем. Поспевают поздние фрукты, которые наполняются сладостью и особым ароматом. Ночью уже чувствуется дыхание близких холодов, но днем очень красиво и умиротворенно.

Длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца, его сменяют первые серьезные признаки осенних ненастий. На землю опускается густой туман, липкий и молочный, наполняющий воздух прелой сыростью.

По своей сути, туман - это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, концентрируя ее в нем. Как только температура поднимется, туман рассеется, а влага снова выпадет на землю, покрывая пожухлую траву слоем инея, если земля достаточно остыла.

Это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

С понижением температур приходит холодный фронт , который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная.

Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом , сильные ветра, появление различных холодных циклонов.

Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход .

В середине осени землю покрывает гололед , он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля еще не настолько остыла, чтобы все вокруг покрылось белым покрывалом снега - первого предвестника сильного мороза.

Так природа подготавливает переход к зиме , долгой и затяжной, снежной и холодной. Морозное дыхание уже чувствуется в холодных ночах, а ненастье и слякоть перестраивают вокруг все живое, вводят его в спячку, помогающую справиться с приближающимися холодами.

Познакомить учащихся с изменениями, которые происходят в природе осенью;

Показать связь изменений в природе, в мире животных, растений и в мире неживой природы;

Формировать умение анализировать, мыслить логически, обобщать и формулировать выводы по теме;

Расширить кругозор;

Воспитывать чувство красоты, любви к родному краю;

Воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное отношение к окружающему миру;

Развивать навыки работы в группе, индивидуально.

Планируемые результаты:

Знать о том, как меняется природа осенью, уметь устанавливать причинно-следственные связи, уметь анализировать явления, обобщать информацию, делать выводы.

Оборудование: таблицы, кластер, презентация, ПК, проектор, музыкальная запись (П. Чайковский "Времена года"), картины осенних пейзажей, раздаточный материал (слова, листики, картинки для кластера), изображение дерева (для рефлексии), рисунок кормушки, репродукция картины И. Левитана "Золотая осень")

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация

Послушайте стихотворения русских поэтов.

Учитель читает стихотворения под музыку П. Чайковского "Времена года".

1. А. Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!"

2. С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…"
Вопрос: О каком времени года идет речь?

А какие еще времена года вы помните?

Сколько осенних месяцев? Назовите их.

На проекторе слайды №№ 1, 2.

Ответы учащихся.

III. Объявление новой темы.

Тема урока сегодня - "Природа осенью". Нам предстоит выяснить, как меняется природа осенью, куда улетают птицы, чем заняты животные.

IV. Повторение пройденного материала. Составление кластера.

Класс делится на три группы (по рядам). Первой группе выдаются картинки с неживой природой, второй - картинки с изображениями животных, третьей - с растениями.

Задание: А что вы знаете об осени? Перед вами картинки с изображениями разных явлений природы. Выберите те, на которых изображены осенние явления.

При составлении кластера картинки распределить в три группы. (См. приложение)

V. Объяснение подраздела новой темы "Осень в неживой природе"

Для начала рассмотрим, что происходит осенью в неживой природе. Как меняется погода.

Класс разделить на три группы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Детям предстоит выбрать слова, которые относятся к погодным явлениям данного месяца и заполнить таблицу на доске. (См приложение, табл. № 1)

Итак, осенью температура воздуха постепенно понижается, дни становятся короче, потому что солнце поднимается уже не так высоко, как летом, и светит не так ярко. Небо все чаще заволакивают туч, а на лужах появляется первый ледок. Природа постепенно готовится к зиме.

V-A. Предварительно закрепление материала:

Класс разделить на три группы. Три иллюстрации разрезать на пазлы (См. приложение). Каждой группе предложить собрать пазл своей картины и объяснить, какая осень изображена: ранняя, золотая или поздняя. Что именно изменилось в природе. С чем это связано.

VI. Объяснение подраздела новой темы "Деревья осенью"

Что происходит с деревьями осенью? Вспомните, что вы наблюдаете в осенние месяцы?

(Работа с картиной И. Левитана "Золотая осень" .) Посмотрите на картину. Что меняется осенью? Что происходит с деревьями? (Слайды 3-5)

(На доске и в тетради записывают: 1. Листья желтеют. 2. Листья опадают. 3. Хвойные остаются зелеными)

1) Листья желтеют.

Вы знаете, что летом листья на деревьях зеленые, потому что в них содержится хлорофилл. А осенью солнце греет меньше, потому хлорофилл в листьях разрушается. Листья становятся желтыми, красными или фиолетовыми. Все зависит от того, какого красящего вещества в них больше.

2) Листья опадают.

Ветви деревьев зимой укутаны снегом. Но, если деревья не сбросят листву, им будет очень тяжело. Поэтому осенью начинается листопад. Деревья стремятся сбросить листву, чтобы зимой было легче выдерживать снег на ветках.

Чтобы листья были свежими и красивыми, им требуется питание, которое летом они получают из корней дерева. Но зимой мало солнца и мало воды. Потому и сбрасывает деревья листья, чтобы расходовать меньше питательных веществ.

Осенью деревья как бы засыпают. Они не дышат, не растут, а спят.

3) А вот хвойные деревья остаются зелеными. Им морозы не страшны, потому что вместо листьев у этих деревьев тонкие иголочки. Хвойные деревья меняют свои иголочки в течение всего года.

VI-A. Первичное закрепление. Игра "Угадай". Учитель перечисляет названия деревьев. Если дерево осенью сбрасывает листья, то ученики должны поднять руку. Если не сбрасывает, то руки не поднимают

VII. Объяснение подраздела новой темы "Как животные готовятся к зиме"

Мы уже выяснили, что осенью становится холоднее. А что же животные? Как они готовятся к тому, что скоро все будет усыпано снегом?

Мы знаем, что все животные делятся на группы. Давайте вспомним, какие животных вы знаете, и заполним таблицу.

(Это упражнение можно делать и в тетради) У доски работают либо 2 ученика, либо сам учитель после ответов детей распределяет животных по группам.

Заполняют таблицу № 2 (См. приложение)

Какая группа самая незащишенная? (Насекомые)

Насекомые по-разному готовятся к наступлению холодов. (Работа с презентацией)

Часть из них погибает (слайд № 5), часть забираются под кору деревьев, зарываются в землю, прячутся в ворохе опавших листьев и засыпает (слайд № 6).

VII-A. Первичное закрепление.

В тетради синим карандашом подчеркнуть названия тех насекомых, которые засыпают, а красным тех, которые умирают осенью.

Какая группа животных тесно связана с насекомыми? (Птицы)

Каких птиц вы знаете? (Слайд № 7)

Что вы знаете о птицах? Видели ли вы птиц осенью и зимой в родных краях? Почему летом птиц больше, чем осенью и зимой?

А почему птицы улетают на юг?

Выделить ответы:

1.замерзание водоемов

2. увядание трав

3. исчезновение насекомых

4. похолодание

VII-Б. Первичное закрепление.

Работа с презентацией .

Вы правы, не все птицы улетают осенью в теплые края. Те, которые улетают, называют перелетными (Слайд № 8), а те, которые остаются - это оседлые (Слайд № 9). Есть еще птицы кочующие (Слайд № 10). Они не улетают далеко, а просто кочуют по местности в поисках корма.

1) Найдите перелетных, оседлых и кочующих птиц. (слайд № 7)

2) Соедините названия групп птиц и понятия. (Таблица № 3 см. Приложение)

Те птицы, которые остаются, стараются быть поближе к человеческому жилью, селятся там, где теплее (на крышах домов, на чердаках). Как вы думаете, нужно ли помогать птицам осенью и зимой? Как мы можем помочь?

(Повесить рисунок кормушки или слайд № 11)

Физ. минутка.

А что же происходит с рыбами и земноводными?

VII-В. Работа с презентацией

Вода в водоемах осенью становится холоднее, поэтому рыбы плавают в нижних слоях, там, куда не добирается мороз.

Лягушки стараются поглубже закопаться в ил.

И, наконец, самая большая группа животных - млекопитающие. (Слайд № 13)

Каких животных можно встретить зимой в лесу? Как они подготовились? Что делали осенью?

1. Линька, запасы

Осенью эти животные запасают пищу. Например, белочка, всю осень припасает орехи, желуди, сушит грибы и прячет их в дупле. У каждой белочки по всему лесу много таких "кладовочек". Белочка очень трудолюбива.

Этим животным природа подарила мягкую и теплую шубку. Поэтому даже в сильные морозы этим животным не холодно. С наступлением осени животные начинают линять. Их летняя яркая шубка становится более густой, пушистой. (Слайд № 14)

Как вы думаете, почему заяц меняет шубку с серой на белую? (чтобы стать незаметным на снегу)

Линяют ли домашние животные?

2. Спячка, подготовка жилища, усиленный корм

А вот другие животные не могут разгуливать зимой. (Слайд № 15) Осенью они готовят себе жилище. Медведь, например, выстилает свою берлогу травой, листьями, корой деревьев. Ветки елок укрывают берлогу, подобно шатру. Уютная постелька готова! И как только наступят холода, медведь со своими медвежатами забирается в берлогу и засыпает до самой весны.

В спячку впадают медведи, ежи, барсуки. Осенью они не только готовят себе жилище, но и усиленно питаются. Ведь им предстоит провести много времени без пищи!

VII-Г. Первичное закрепление

Игра "Угадай-ка". Учитель перечисляет названия животных. Если животное на зиму впадает в спячку, то учащиеся изображают сон. Если нет, то учащиеся изображают как двигается это животное.

VIII. Закрепление темы

Итак, мы узнали, какие изменения происходят в природе с наступлением осени. Давайте вспомним, что нового вы узнали.

Блиц-опрос

(Работа проводится по выбору учителя. Можно зачитывать загадки, а можно занести их в презентацию. Во втором случае учащиеся сами читают загадку и дают ответы).

Задание: Не только отгадать загадки, но и объяснить свой ответ. По каким признакам дети угадали предмет или животное.

Подобрать загадки о дожде, листопаде, птицах, животных.

IX. Рефлексия и самооценка

Что нового вы узнали сегодня?

Если вам было интересно, то прикрепите к нашему дереву красные листочки. Если узнали много нового, но что-то осталось непонятным - то желтый листочек. Если вам было скучно на уроке, и вы ничего не запомнили - прикрепите зеленый листочек.

X. Выставление оценок

XI. Домашнее задание

Обязательное:

Нарисуйте осенний пейзаж и напишите маленький рассказ о том, что изменилось в природе осенью.

Творческое задание (на выбор):

1. Подготовьте сообщение о том, как готовятся к зиме животные и птицы.

2. Сочините сказку об осени.

Классный час для 2 класса на тему «Природа осенью».

Черных Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Описание: Классный час «Природа осенью» будет интересен воспитателям старшего дошкольного возраста, учителям начальных классов. В занимательной форме учащиеся повторяют признаки осени в живой и неживой природе, отгадывают загадки. У младших школьников происходит развитие познавательных интересов, творческих способностей, развитие коммуникативных, речевых качеств.
Цели: углубить и обобщить знания детей об основных приметах и признаках осени.
Задачи: обобщить, систематизировать знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе; формировать чувство прекрасного; умения наблюдать за природой; способствовать развитию у учащихся речи, эстетических чувств; бережно относиться к природе.
Учитель: Закончилось лето, наступил новый учебный год. Отгадайте, о каком замечательном времени года мы сегодня поговорим:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят...
И летят, летят, летят...
Дети хором: Осень.

Учитель: Сколько осенних месяцев вы знаете? (3 месяца).
Учитель: Отгадайте названия этих осенних месяцев:
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
Дети хором: Сентябрь.
Все мрачней лицо природы -
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Дети хором: Октябрь.
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
Дети хором: Ноябрь.
Учитель: Работа в группах. Первая группа готовит рассказ о сезонных изменениях осенью в неживой природе, а вторая группа-о сезонных изменениях в живой природе. Для своего рассказа выберите картинки, которые вам понадобятся. (Дети выбирают картинки и готовят рассказ в течении 10 минут).
Ответы учеников 1 группы: небо чаще всего затянуто серыми облаками; солнышко появляется уже не так часто, поднимается невысоко и почти не греет; день становится короче, температура воздуха понизилась, появились первые заморозки, ясных дней почти нет, погода чаще облачная, пасмурная. Осенние дожди мелкие, холодные, моросящие, затяжные. Над озёрами и реками нависают густые туманы. Из-за понижения температуры и первых заморозков на земле, крышах домов, траве появился иней. Поздней осенью идёт мокрый снег. Он быстро тает, но мы чувствуем приближение зимы. А ещё в конце осени на реках и озерах происходит ледостав – водоёмы покрываются льдом.





Учитель: Молодцы! Какой основной признак осени в неживой природе? (Похолодание.)
Учитель: Какие сезонные изменения происходят в живой природе осенью?
Ответы учеников: с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, начался процесс увядания. Листья опадают-листопад. Но оказывается, не все деревья осенью сбрасывают листву, некоторые остаются зелёными круглый год. Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей, они меньше требуют влаги и испаряют её меньше, чем лиственные. Исчезли насекомые, улетают птицы в теплые края, белки запасают корм, животные готовятся к спячке, заяц меняет окраску в белый цвет.





Учитель: Становится холоднее. Между веткой и черешком листа образуется лубяной слой, который не пропускает воду и питательные вещества к листу, он меняет свою окраску, постепенно засыхает и с помощью ветра опадает. Так дерево готовится к зиме. Осенью наступает золотая пора. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Давайте послушаем стихотворения, которые подготовили ваши одноклассники.
Ученик 1:
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
Ученик 2:
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила,
Пожелтел орешник,
Заалели клены
В пурпуре осеннем
Только дуб зеленый.
Улетают птицы -
Не жалейте лета!
Посмотрите - роща
Золотого цвета.
Учитель: Молодцы!
Физминутка:
Лист на веточке сидел.
Во все стороны глядел:
Так глядел и так глядел.
Потом взял и полетел.
Вправо, влево,
Вверх и вниз,
И на кустике повис.
Учитель: Осень - пора сбора урожая. Давайте соберем свой урожай! Отгадайте, о каком овоще идет речь:
Как подружки, по порядку,
Все сидят они на грядке,
Ярким солнышком прогреты,
Все оранжевого цвета,
Будто сестры – близнецы!
Кто? Конечно…Морковки.


Вся зеленая такая,
Круто в кочаны свитая,
Сто одежек – все на ней –
Витамины для людей.
И сидит на грядке ловко,
Называется….Капуста.


Любит он тепло и воду,
Он же гордость огорода!
Весь в пупырышках, зеленый,
Всем известный с давних пор,
Очень вкусен он соленый!
Это точно ….Огурец.


Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…баклажан .


Без нее борща не сваришь
И заправку не поджаришь.
Вся малинового цвета,
А вкусна зимой и летом!
Без нее в салате пусто,
Называется….Свекла.


Куст большой, и лист красивый,
А под ним такое диво!
Этот овощ знает каждый,
Длинный он и очень важный,
Полосатый, словно киска,
Называется ….Кабачок.


Этот овощ всем знаком,
В огороде его дом.
Круглый красный, быстро спеет,
И в салате – молодец!
В маринаде нет вкуснее!
Это точно….Помидор .


Посадил тот овощ дед,
Урожая ждал сто лет!
Ну и выросла какая!
Золотая да большая,
Как царица среди слуг!
Все узнали? Это….Репка.


Из нее, сомнений нету,
Золушке была карета,
Часто ели предки наши,
Из нее варили кашу,
Добавляя только соль!
Ну конечно….Тыква.


Овощ наш имеет стрелы,
Он зеленый или белый,
Коль его ты раздеваешь,
Часто слезы проливаешь!
Но зато волнует кровь!
Всем известно, то…Лук .


Он растет на огороде
И на лук похож он вроде,
Только делится на дольки,
Вкус имеет горький!
Знает каждый удалец
Это овощ….Чеснок.

Цели: познакомить с поведением насекомых осенью, обобщить знания детей о признаках осени, осенних месяцах.

– отработка умения отвечать на поставленный вопрос полным предложением;
– дать такое понятие как листопад;
– коррекция мышления и памяти;
– осуществлять эстетическое и нравственное развитие детей.

Ход урока

I. Организационный момент:

Дежурный докладывает о погоде.

Число, месяц.

II. Введение в тему:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

– Как вы уже догадались, речь на сегодняшнем уроке у нас пойдёт о…..? (Об осени.)
– Запишите в тетради тему урока.

Признаки осени.

Вот и наступила осень. Назовите мне 3 осенних месяца. (Презентация.) (Слайд)

(Сентябрь, октябрь, ноябрь) – Запишите в тетради:

III. Работа по теме урока:

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц – сентябрь. (Слайд)

Зовут его “запевалой осени” и “златоцветом”. Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. (Слайд)

Такие дни называют “бабьим летом”. “Коли ясно, то и осень прекрасна” – говорит русская народная пословица.

Октябрь – середина осенней поры.(Слайд)

В старину этот месяц называли “листопадом”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

Ноябрь – последний месяц осени. (Слайд)

Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.

Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. (Слайд)

Недаром зовут ноябрь в народе “чернотропом”.

Внимательно посмотрите видеофрагмент и скажите основные признаки осени. (Слайд)

Показ видеофрагмента об осени под музыку (чтение стихотворения).

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(Слайд)Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низкий.

б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

Делается вывод: – записывается в тетради. (Слайд)

В неживой природе:

  • похолодание,
  • первые заморозки,
  • последняя гроза,
  • затяжные дожди,
  • густые туманы,
  • первый снег – все это осенние явления в неживой природе .

Как меняется осенью жизнь в живой природе?

(Что же относится к живой природе? – растения, птицы, насекомые, животные.)(Слайд)

Рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

(Слайд) Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

Не только в растительном мире наступают изменения с приходом осени. Если вы обратите внимание на насекомых, то обязательно заметите, что с наступлением осенних холодов они исчезают.

(Слайд) Пчелы, к примеру, плотнее закрывают воском леток, оставляя лишь небольшие отверстия.

Наблюдая за насекомыми, можно узнать, какая будет зима.

(Слайд) Муравьи, например, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник.

(Слайд) А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима. Отгадайте загадку.

Нитей много, а в клубок их не смотать. (Паутина) а кто “вырабатывает” паутину?

(Слайд) Можно ли осенью встретить паутину, которая летает? (Да, на протяжении бабьего лета.)

На осень из яиц некоторых видов пауков выводятся молодые паучки. Они, как и взрослые пауки, способны выделять паутинку. Выпущенную паутинку подхватывает ветер и несет ее. Странствие паучков – красивый способ расселения.

Прибыв на новое местожительство, паучки прячутся под листву, в сухую траву, в щели коры и там будут спать до весны. Весной проснутся и больше летать никогда не будут – вырастут и станут тяжелыми.

(Слайд) Слышна ли осенью музыка сверчков? (Нет, не слышна.)

Осенью замирает жизнь насекомых. Совсем мало мы можем увидеть насекомых, которые летают в воздухе. Но под листвой мы можем найти замерших жучков.

Еще летают шмели. (Слайд) Шмели – наши друзья. Лишь они, имея длинный хоботок, могут опылять цветы красного клевера. (Показ на рисунке.)

Гнездо шмеля размещается в земле. Осенью вся шмелиная семья вымирает. Живыми остаются лишь молодые шмели, которые, перезимовав, весной создают новое гнездо. Поэтому зимующих шмелей нужно беречь.

(Слайд)Мухи, их часто можно видеть между оконными рамами. Зимуют божьи коровки под камнями, низкими кустарниками, в опавших листьях на опушках леса. На зиму жучки собираются в большие скопления.

В стадии личинки зимуют стрекозы и комары.

Прячутся на зиму насекомые.

Становится холоднее. Птицам ничего есть, и они постепенно покидают нас. Раньше всего улетают насекомоядные птицы, позднее – зерноядные и водоплавающие. Это улетают перелётные птицы (Слайд) – назовите их

Вы знаете, что не все птицы улетают, не которые остаются зимовать – как они называются – з и м у ю щ и е (Слайд) – назовите их.

V Физкультминутка:

Готовятся к холодной зиме кроты и мыши. (Слайд) С осени они делают запасы. Мышка полевка роет под хлебными колосьями себе норку, к которой ведут пять, а то и шесть дорожек, и каждая дорожка – в свой вход. Под землей, как в большой квартире, у мышки есть спальня и несколько кладовых. Зимой полевка будет спать лишь в самые сильные морозы.

(Слайд) Белка тоже готовится к зиме, но по-своему. Под кладовую она отводит дупло в дереве и складывает в него лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы и ягоды. Их она насаживает на обломанные сучки и сушит.

(Слайд) Заяц поздней осенью, перед самой зимой, меняет шубу – серую снимает, а белую теплую надевает. В народе говорят, что если заяц шубу переодел, значит, и зима скоро наступит. В теплые шубки наряжаются не только зайцы. Меняют их и волки, и лисы, и белочки.

(Слайд) Поздней осенью медведи и ежи ищут место для зимней спячки.

В живой природе

(Слайд) – Запишите в тетради:

  • листопад
  • прячутся насекомые
  • улетают птицы
  • готовят запасы животные
  • животные впадают в спячку

IV. Дополнительный материал:

Дидактическая игра:

Правильно поставьте времена года под картинками: (Слайд)

Зима Весна
Лето Осень

Занимательный материал:

Игра “ Четвёртый лишний”. (Слайд)

Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают.

Самостоятельная работа: (под музыку. (Слайд) )

Дети работают в тетрадях.

V. Закрепление.

  • Признаки неживой природы?
  • Признаки неживой природы?

VI. Итог урока.

И в заключении хотелось бы закончить урок стихотворением А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.