"Булава" - твёрдотопливная межконтинентальная баллистическая ракета (7 фото). Ракета «Булава» принята на вооружение ВМФ России Пуск булавы

МОСКВА, 29 июня. /ТАСС/. Ракетный комплекс Д-30 с межконтинентальной баллистической ракетой Р-30 "Булава" по результатам успешных испытаний в 2018 году принят на вооружение ВМФ России. Об этом ТАСС сообщил источник в российском оборонно-промышленном комплексе.

"Программа контрольных стрельб, заданная военным ведомством, полностью и успешно выполнена, надежность "Булавы" подтверждена, что сняло все препятствия для принятия ракеты на вооружение. Соответствующее решение принято, необходимые документы подписаны", - сообщил собеседник агентства.

ТАСС не располагает официальным подтверждением этой информации.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 "Булава" с середины 1990-х годов разрабатывалась Московским институтом теплотехники. Главные конструкторы - Юрий Соломонов и Александр Суходольский. По данным СМИ, эта трехступенчатая твердотопливная ракета может нести до шести боевых блоков индивидуального наведения. Предназначена для вооружения атомных подводных лодок проекта 955 "Борей", каждая субмарина имеет 16 пусковых установок.

Всего с 2005 года было проведено около 30 испытательных пусков ракеты Р-30, примерно треть из них сопровождали различные технические проблемы. Последнее испытание состоялось 22 мая 2018 года - подводная лодка К-535 "Юрий Долгорукий" выпустила залпом сразу четыре "Булавы". Опытная эксплуатация ракеты началась в 2013 году, когда в состав ВМФ России был принят головной ракетоносец проекта 955.

Три мифа о "Булаве"

Пиарщикам регресса в российском ракетостроении следует поставить научно обоснованный заслон

Американские ракеты без российских жидкостных двигателей РД-180 летать не могут.Фото с сайта www.nasa.gov

Реклама, как известно, двигатель прогресса. Так всегда было во всем мире. Кроме России. Здесь в морском ракетостроении усиленно рекламируется… регресс. Или, если называть вещи своими словами, пропаганда подменила собой рекламу. Причем пропаганда несуществующих сверхдостоинств новой межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» явно зашкаливает – то ли из-за некомпетентности самих пропагандистов, то ли из-за недооценки компетентности тех, в чей адрес она направлена. В ближайшее время в СМИ должен появиться массовый вброс об очередной победе «Булавы» – ожидается «залповая стрельба с глубины 50 м на ходу при волнении моря 6–7 баллов».

Первый и единственный залп полным боекомплектом – 16 жидкотопливными ракетами РСМ-54 – выполнил 15 лет назад ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Новомосковск». Испытания проводились с целью проверки «поведения» крейсера после того, как он в течение 90 секунд освободится почти от 645 тонн «реактивного» груза, замещенного забортной водой. И крейсер повел себя на пять с плюсом, и все массо-габаритные муляжи боевых блоков успешно «поразили» условные цели. Эта стрельба стала мировым военно-техническим рекордом советских подводников. Американские подводники с борта лодки «Огайо» осмелились выпустить только четыре ракеты «Трайдент-2» общим весом чуть больше 236 тонн. До начала августовских событий в Москве и последовавшего после них развала СССР оставалось 12 дней. Сегодня в Военно-морском флоте России старт двух ракет уже считается «залпом».

Однако вернемся к «Булаве». Кто еще не верит в ее победу – шаг из читательского строя! Эти заметки не для вас.

МИФ ПЕРВЫЙ: «БУЛАВА» ЗАМЕНИТ «СИНЕВУ» И «ЛАЙНЕР»

Начнем с информации о неудачных пусках двух ракет «Булава» в конце 2015 года с подводной лодки «Владимир Мономах». Это означает, что установленное министром обороны России (в 2013 году) условие о проведении пяти успешных пусков ракеты «Булава», которые должны предшествовать принятию их на вооружение, не выполнено. Этот факт делает преждевременным обсуждение вопроса о полномасштабной залповой стрельбе. И вообще обсуждение о боевых достоинствах «Булавы». Чтобы сгладить негативное впечатление о ее неудачных испытаниях, бывшие генералы, ставшие маститыми военными экспертами, как бы показывают всем дулю: накось, выкуси, у РСМ-54 было еще больше неудачных испытательных пусков, чем у «Булавы», и для убедительности приводят фантастические цифры.

Действительность же такова.

РСМ-54: количество испытательных пусков с наземного стенда и подводной лодки – 58, в том числе 17 неуспешных (29,3%).

РСМ-54 («Синева» и «Лайнер»): пять испытательных пусков, которые проводились после возобновления серийного производства ракет РСМ-54 в российских условиях, все пуски успешные.

«Булава»: 25 пусков, в том числе 11 неуспешных (44%).

Здесь уместно отметить, что если бы возобновление производства ракет РСМ-54 не реализовалось, а создание ракеты «Булава» соответствовало сегодняшней действительности, то в течение нескольких лет в России вовсе отсутствовали бы морские стратегические ядерные силы.

11 лет назад автор этих строк в своей статье под заголовком «Проект 2020: страна без ракет?» предрекал «Булаве» долгий и тяжкий путь создания. Увы, самые мрачные прогнозы оправдались. Сегодня известно, что подводные лодки проекта 667БДРМ, вооруженные ракетами РСМ-54, могут нести боевое дежурство до 2025–2030 годов в составе Северо-западной группировки морских стратегических сил. А существование Северо-восточной группировки начиная с 2016 года будет зависеть от фактического завершения разработки ракет «Булава».

Далее следует остановиться на утверждении (прогнозе) «отцов» «Булавы» о том, что жидкостные МБР не могут конкурировать с твердотопливными «ни по продолжительности активного участка, ни по живучести комплекса в ответном ударе, ни по стойкости на активном участке к воздействию поражающих факторов противоракетной обороны». Это, мягко говоря, большое заблуждение.

В договорном процессе об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений в качестве главных контролируемых параметров ракет были приняты: количество развернутых ракет, количество боезарядов на ракете и забрасываемый вес, доставляемый ракетой на оговоренные дальности стрельбы или продемонстрированный в реальном пуске. При этом забрасываемый вес современных ракет с разделяющейся головной частью определен как вес последней ступени ракеты, которая доставляет боевые блоки (боеголовки, боезаряды) к различным точкам прицеливания. В забрасываемый вес входят: боеголовки, средства противодействия (преодоления) противоракетной обороны, двигательная установка, аппаратура системы управления и конструктивные элементы, которые не отделяются от последней (часто называемой – боевой) ступени ракеты.

«Новомосковск» до сих пор остается мировым рекордсменом по залповой стрельбе баллистическими ракетами.

Забрасываемый вес является важнейшим параметром, характеризующим боевую эффективность ракеты, а также ее энергетические возможности. Отношение забрасываемого веса ракеты, доставляемого на дальность стрельбы 10 тыс. км, к стартовому весу ракеты межотраслевыми документами (в СССР и в России) названо техническим уровнем ракеты.

Для ракет с «автобусной схемой» последовательного разведения боеголовок по точкам прицеливания вес (масса) системы разведения, бортовой системы управления определяется при проектировании и для конкретной ракеты может быть принят постоянным. В этой связи задача сводится к определению рационального веса (мощности) боеголовки и рационального веса средств противодействия для прорыва противоракетной обороны. При этом ясно, что для ракет с ограниченным забрасываемым весом придется найти рациональное сочетание мощности боеголовки и веса средств противодействия. А реализация усиленного противодействия на таких ракетах ведет либо к сокращению количества боеголовок, либо к снижению их мощности и веса.

МИФ ВТОРОЙ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛЮБОЙ ПРО

Рассмотрим, как решена или решается задача оснащения современных стратегических ракет России средствами противодействия противоракетной обороне.

Для морских жидкостных ракет «Синева» и «Лайнер» с прогнозируемым сроком службы до 2030 года обеспечена возможность переоснащения по количеству боевых блоков: от четырех среднего класса мощности со средствами противодействия противоракетной обороне до 8–10 малого класса мощности с различными наборами средств противодействия (ложных целей). Забрасываемый вес (масса) этих ракет около 2 тыс. кг.

Для современных твердотопливных морских ракет «Булава», начало боевого дежурства которых должно было состояться в 2014–2015 годах (фактически в 2016–2017 годах), прогнозируемый срок службы – до 2050–2060 годов. Следует ожидать проведения модернизационных работ, в том числе и по средствам противодействия. При этом возможности модернизации будут ограничены величиной забрасываемого веса (массы) – 1150 кг и возможностью его увеличения. Наиболее вероятно это означает, что повышение прорывных качеств будет возможно только за счет уменьшения количества боеголовок, поскольку уже применены боеголовки малого класса мощности.

Для современных сухопутных жидкостных ракет – «Воевода» с забрасываемым весом 8800 кг и «Стилет» с забрасываемым весом 4350 кг – прогнозируемый срок службы 2020–2022 годы. В этой связи не следует проводить какие-либо работы по модернизации боевого оснащения этих ракет.

Для сухопутных твердотопливных ракет с моноблочной головной частью «Тополь М», а также «Ярс» с разделяющейся головной частью предусмотрены современные средства противодействия. Однако реализация более эффективного противодействия противоракетной обороне при последующих модернизациях будет ограничиваться небольшим забрасываемым весом (массой) – около 1200–1300 кг и приведет либо к сокращению количества боеголовок малого класса мощности, либо к применению (в моноблочном варианте) блока среднего класса мощности.

Тяжелые ракеты шахтного базирования «Сармат» (типа «Воевода») с 8-тонным, например, забрасываемым весом могут обеспечить эффективную защиту от противоракетной обороны при условии, если от 2 до 4 тонн забрасываемого веса будут выделены для средств защиты 10 боеголовок повышенного или среднего классов мощности.

Основные итоги этих рассуждений сведены в таблице «Сведения о стратегических ядерных силах сдерживания».

Изложенные обстоятельства приводят к выводу, что в перспективе гарантированное стратегическое сдерживание может быть обеспечено при наличии в составе стратегических ядерных сил ракет с увеличенным забрасываемым весом. Такие ракеты способны адекватно противодействовать прогнозируемым вариантам противоракетной обороны. Живучесть таких ракет в варианте стационарного базирования до старта может быть обеспечена двукратным повышением фортификационной стойкости при модернизации существующих стационарных шахт, а также противоракетной обороной стартовых позиций и позиционных районов существующими или известными средствами.

Что касается подвижного базирования сухопутных стратегических средств сдерживания, то возможности их противодействия противоракетной обороне меньше вследствие малого забрасываемого веса твердотопливных ракет (менее 1,5 тонны). Это может потребовать затрат на дополнительное развертывание ракет и выхода из процесса договорных ограничений стратегических наступательных вооружений.

В этой связи реализуемый переход на твердотопливные морские ракеты имеет недостаток, связанный с уменьшением забрасываемого веса, что иллюстрируется приведенной таблицей характеристик российских и американских морских ракет.

Главным и весьма печальным выводом из этой таблицы является факт отставания российского твердотопливного морского ракетостроения от американского почти на 40 лет, что следует из сравнения ракет «Трайдент-1» и «Булава», которые имеют сопоставимые тактико-технические характеристики и почти одинаковый условный технический уровень, уступающий современному американскому техническому уровню («Трайдент-2») примерно на 20%, а отечественной жидкостной морской ракете РСМ-54 (в том числе в вариантах «Синева» и «Лайнер») – в полтора раза.

МИФ ТРЕТИЙ: ПРЕИМУЩЕСТВА ТВЕРДОТОПЛИВНЫХ РАКЕТ

Далее остановимся на утверждении о преимуществе твердотопливных ракет в продолжительности активного участка, живучести в ответном ударе, стойкости на активном участке. Скорее всего такое утверждение рассчитано на специалистов, не связанных с ракетостроением. Нет сомнений, что длительность активного участка у твердотопливных ракет традиционно меньше, чем у жидкостных. Но когда этот фактор может стать определяющим? Например, после появления космических эшелонов ПРО («Звездные войны»). Однако и в этом случае жидкостные ракеты могут парировать «космические» перехваты, например, за счет пунктирных траекторий (выключил – включил маршевый двигатель), за счет маневрирующих в произвольном направлении траекторий, а также сокращением времени активного участка при новом проектировании.

Что касается стойкости на активном участке к поражающим факторам, то сегодня все требования заказчика принимаются и выполняются разработчиками. Если эти требования будут доказательно увеличиваться, то повышенная энергетика жидкостных ракет поможет их реализации.

МНЕНИЕ МАРШАЛА

Возобновление серийного выпуска модернизированных ракет РСМ-54 позволило сохранить боевой потенциал российских МСЯС. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

В заключение своих заметок обращусь за поддержкой к непререкаемому авторитету единственного среди министров обороны «маршала от промышленности» Дмитрию Устинову. В 2013 году издательский дом «Столичная энциклопедия» выпустил в свет книгу «Рассказы о русских ракетах». В 2005 году помощник министра обороны Дмитрия Устинова Игорь Вячеславович Илларионов рассказал автору этой книги следующую историю. «Незадолго до смерти Устинова Илларионов посетил его в больнице. Поговорили о текущих делах. Неожиданно министр произнес:

– Ты знаешь, а ведь Витя был прав.

– Вы о чем, Дмитрий Федорович? – удивленно спросил Илларионов.

– Я говорю, прав был Витя Макеев, когда упирался изо всех сил и не хотел твердотопливную машину строить. Я здесь в палате о многом передумал. Мы тогда его здорово гнули. А зря…

Устинов задумался. Илларионов прервал молчание.

– Но почему, Дмитрий Федорович? Вы же всегда так верили в твердотопливную технику!

– Я и сейчас верю. Только до американцев нам не дорасти. И нечего было тужиться. Наш удел – жидкое топливо. При наших возможностях ничего лучше не сделаешь.

Устинов вновь задумался.

– И твердотопливников мы с тобой, Игорь, зря гоняли. Они чуть не надорвались. Витя и Миша Янгель отличные машины делали. И для промышленности, и для армии, и для флота…»

ПРОГНОЗ И РЕАЛЬНОСТЬ

Создание ракеты РТ-2 (по договору СНВ – РС-12, по классификации НАТО – SS-13 mod. 1 Savage), состоявшей на вооружении РВСН с 1969 по 1994 год, привело к увеличению транспортируемых весов. Жидкостные ракеты того времени транспортировались на стартовую позицию без топлива и заправлялись после погрузки в шахту. Ракета РТ-2 (РТ-2П) на боевую стартовую позицию доставлялась раздельно: в одном контейнере первая ступень (вес около 35 тонн), а в другом – состыкованная вторая и третья ступени. Технические решения вопроса были найдены, но для доставки на стартовую позицию требовались улучшенные дороги и соответствующие транспортные агрегаты.

Создание морской твердотопливной ракеты Р-39 (по договору СНВ – РСМ-52, по классификации НАТО – SS-N-20 Sturgeon) со стартовой массой 90 т потребовало строительства новой системы базирования, перехода с «колесной» на «железнодорожную» транспортировку ракет, нового кранового оборудования для погрузки тяжелых ракет и многого другого. Работы затягивались и не были завершены в советское время. В российский период эксплуатацию ракет Р-39 досрочно прекратили, а ее носители – пять тяжелых подводных крейсеров проекта 941 системы «Тайфун» – утилизировали или готовят к утилизации, еще один, «Дмитрий Донской», переоборудован под испытательную платформу для «Булавы».

Конечно, все проблемы эксплуатации и морских, и сухопутных, стационарных и подвижных твердотопливных ракет решались отечественными разработчиками, но требовали и увеличенных затрат, и увеличенных сроков создания. Один из выводов разработчиков первых отечественных межконтинентальных баллистических ракет сводится к тому, что твердотопливный ракетный двигатель – это роскошь, доступная только богатым странам, имеющим высокоразвитую науку и экономику. Но вот в чем фишка, даже такая богатая страна, как США, покупает у России ее жидкостные ракетные двигатели и устанавливает их на свои ракеты.

Недавно на слушаниях в конгрессе заместитель министра обороны США по закупкам и технологиям Фрэнк Кендалл предупредил, что преждевременный отказ США от использования российского ракетного двигателя РД-180 обойдется Пентагону более чем в 1 млрд долл., а собственный двигатель американские компании смогут создать не ранее 2021 года. Так надо ли нам гнаться за американской модой на твердотопливные ракеты, если наши жидкостные ничуть не хуже, а в некоторых случаях даже лучше? Вопрос, конечно, риторический еще и потому, что правительство вложило миллиарды рублей в разработку «Булавы» и создание для нее носителя – стратегических подводных лодок проекта 955 «Борей».

Можно констатировать, что сегодня в России есть разные мнения, разные подходы, разные возможности, но, к сожалению, нет грамотного, справедливого и неангажированного арбитра по вопросам стратегического ракетостроения.

Владимир Александрович Гундаров – капитан 1 ранга запаса.

Ракета Р-30 «Булава-30» (индекс УРАВ ВМФ - 3М30, код СНВ - РСМ-56, по классификации НАТО - SS-NX-30; «Булава-М», «Булава-47») - новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета для размещения на подводных лодках. Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (МИТ), в котором ранее разработали ракету наземного базирования «Тополь-М».
Эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. Передача проектирования основной БРПЛ ВМФ в МИТ инициирована письмом министров правительства России Я.Уринсона и И.Сергеева премьер-министру В.Черномырдину в ноябре 1997 г.

В 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России закрыта тема «Барк» ГРЦ им.Макеева и после проведения конкурса (участники — МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом «Булава-45» главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ «Булава» в МИТе.

В то же время начато перепроектирование под ракету «Булава» ПЛАРБ проекта 955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России, который ранее занимался контролем создания МБР, а «морской» 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ. По состоянию на декабрь 1998 года, вероятно, велось проектирование — в ГРЦ им.Макеева уже велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса в кооперации с МИТ. Эскизный проект БРПЛ «Булава» защищен в 2000 г.

Производство БРПЛ развёрнуто на Воткинском машиностроительном заводе, всего в кооперации производителей участвует 620 предприятий. При создании ракеты было принято решение отказаться от традиционных испытательных пусков со стендов. 24 мая 2004 года в Воткинске при огневых испытаниях одной из ступеней РДТТ произошел взрыв.
Лётные испытания ракеты начаты пуском из подводного положения массо-габаритного макета с ПЛАРБ проекта 941УМ «Дмитрий Донской» в Баренцевом море 23 сентября 2004 года. 29 июня 2007 года принято решение о начале серийного производства наиболее отработанных узлов ракеты. В СМИ заявлялось, что ракета создается на базе МБР «Тополь-М» и имеет много общего с этой ракетой.

На 2010 год планировалась к проведению серия из трёх испытательных пусков: 7 октября 2010 г. произведен ракеты и 29 октября 2010 выполнен . Возможно, что по их итогам ракета выйдет на зачётный этап испытаний либо будет принята на вооружение. Планировалось принять ракету на вооружение в 2008 году, потом в 2009, но из-за серии неудачных испытательных пусков принятие ракеты на вооружение видимо состоится не ранее 2011-2012 годов.

Как объявлено в СМИ после успешных 13-го и 14-го пусков — в мае 2011 года планируется начать совместные государственные испытания комплекса «Булава» и ПЛАРБ проекта 955 с завершением в августе 2011 года. В случае успешных пусков №№ 15-18 ракета будет принята на вооружение в сентябре 2011 года.

Пусковая установка — тип старта — сухой, пуск производится из ТПК (транспортно-пускового контейнера) с помощью порохового аккумулятора давления. Запуск может осуществляться из подводного или надводного положения носителя. Глубина запуска — до 50-55 метров.

Ракета Р-30 «Булава» :

Количество ступеней — 3 (третья ступень — маневрирующая для разведения РГЧ с отделяющимся после завершения работы двигателем).

Система управления — инерциальная с оптико-электронным блоком астрокоррекции 3Н30с использованием БЦВМ для выработки команд корректировки курса; антенно-фидерные устройства, а так же программно-аппаратные комплексы обработки телеметрической информации комплекса разработаны и производятся ГРЦ им.Макеева. «Булава-47» корректирует свой полёт с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, а так же несёт боевые блоки с активными радиолокационными головками самонаведения (ГСН).

Двигатели :
1 ступень — РДТТ, разработка и производство НПО «Искра» (г.Пермь), разработка топлива — ФГУП «Алтай» (г.Бийск). Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета.
Длина – 3,8 м
Масса — 18,6 т
2 ступень — РДТТ с раздвижным соплом. Ступень работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета.
3 ступень — РДТТ с раздвижным соплом. Двигатель отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде полета.
ступень разведения боевых блоков – жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) или многокамерный РДТТ.

Длина ТПК – 12,1 м
Длина ракеты без ТПК – 11,5 м
Диаметр внутренний пускового контейнера – 2,1 м
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) — 2 м
Масса – 36,8 т
Масса забрасываемая — 1150 кг
Масса одного боевого блока — 95 кг
Дальность действия:
— 5500 км (в ходе испытаний, Белое море — Кура, Камчатка)
— 8000 км (по проекту, «Булава-30»)
Время полёта — 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море — Кура, Камчатка),
КВО:
— 350 м (по западным данным)
— 250 м (по данным отечественных СМИ)
Высота апогея траектории в ходе испытаний — 1000 км
Возможности промышленности по серийному выпуску — до 25 штук в год (оценочно).

Испытательные пуски ракет Р-30 «Булава»

Дата Статус Носитель Место испытаний Примечание
1 27.09.2005 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из надводного положения из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура (Камчатка), преодолев примерно за 14 минут более 5,5 тысяч километров
2 21.12.2005 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура (Камчатка)
3 07.09.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, отказ 1-й ступени, ракета упала в море через несколько минут после старта
4 25.10.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, отклонение от курса, самоликвидация, падение в море
5 24.12.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из надводного положения, отказ 3-й ступени на 3-4 минуте полета, самоликвидация
6 28.07.2007 частично успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из подводного положения, 1 из 3 РГЧ ИН не достиг полигона
7 11.11.2007 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море отказ 1-й ступени на 23 секунде полета
8 18.09.2008 частично успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, полностью штатный пуск с отказом на этапе разведения боевых блоков. Есть предположение, что испытывался новый тип боевых блоков.
9 28.11.2008 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, полностью успешный запуск
10 23.12.2008 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск осуществлен в 6-00 по Москве, отказ 3-й ступени при включении на 91 секунде полета, самоликвидация, официальная причина сбоя — бракованный пиропатрон разделения ступеней;
11 15.07.2009 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море отказ 1-й ступени, самоликвидация на 20 секунде полета; по неподтвержденным неофициальным данным пуск был внеплановый и вынужденный из-за нарушения технологии хранения БРПЛ в шахте ПЛАРБ. По другой версии причиной сбоя стала нештатная работа газогенератора, вырабатывающего электроэнергию для систем ракеты.
12 09.12.2009 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из подводного положения, отказ 2-й ступени — нераскрытие раздвижного сопла двигателя по причине производственного брака
13 07.10.2010 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море По итогам пуска в сообщениях СМИ сказано «Пуск признан успешным. Параметры траектории ракеты отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли на полигон Кура». Пуск произведен из подводного положения. Позже итоги пуска названы «удовлетворительными».
14 29.10.2010 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море второй пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому техпроцессу с документированием всех этапов сборки выполнен успешно
15 план — декабрь 2010 г. план ПЛАРБ пр.955 Белое море третий пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому техпроцессу с документированием всех этапов сборки, по итогам этого пуска возможно принятие на вооружение первой ПЛАРБ пр.955 «Юрий Долгорукий»
16 май 2011 г. план план ПЛАРБ пр.955 вероятно, пуски программы совместных государственных испытаний комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№ 15-18
17 2011 г. план ПЛАРБ пр.955
18 2011 г. план ПЛАРБ пр.955 совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№ 15-18

Критика
Основную критику ракеты «Булава» вызывают скромные показатели максимальной дальности и забрасываемого веса. Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО, а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты «Трайдент I» 1979 года и уступает ракетам «Трайдент II», составляющим основу морского сегмента стратегических сил США.

Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая, не соответствует действительности - дальность действия Poseidon-C3 с шестью РГЧ определяется как 5600 км, то есть на 40 % меньше, чем у «Булавы».

По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у подлодки проекта 955 с «Булавой».
Однако, как утверждает генеральный конструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов , довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью : стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению у «Тополь-М», и у «Булавы» активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3-4 раза, а по сравнению с американскими, французскими и китайскими - в 1,5…2 раза.

Кроме того, «Булава» должна иметь заметно более высокую точность наведения (меньший КВО) по сравнению с ракетами предшествующего поколения, что снижает требования к мощности (и, следовательно, суммарному забрасываемому весу) боевых блоков ракеты при одновременном сохранении и выполнении требований к вероятности поражения цели.

Также необходимо отметить, что твердотопливные ракеты-носители, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по своим динамическим характеристикам (с чем, в частности, связано снижение забрасываемого веса), значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации . Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами.

Следует также учитывать, что в современных жидкостных ракетах в качестве окислителя используется тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин в качестве горючего. Разгерметизация баков ракеты является одной из самых серьёзных угроз при их эксплуатации и уже привела к гибели подводной лодки К-219.

/Алекс Варламик, по материалам militaryrussia.ru /


Спонсор данной статьи – компания «ВендоСофт», которая не только разрабатывает и продаёт программное обеспечение для работы с sms, но и предлагает очень удобный сервис рассылки СМС сообщений. Если у Вас свой бизнес, связанный с большим количеством клиентов, то Вам просто необходима программа смс рассылки , которая легко поможет организовать централизованную рассылку смс сообщений клиентам. Много интересного о возможностях и достоинствах сервиса рассылки смс Вы можете узнать на сайте smsdelivery.ru компании «ВендоСофт».
___________________________________________________________________________________________

Во вторник из акватории Белого моря атомный ракетный крейсер стратегического назначения « » выполнил залп двумя межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) «Булава». Одна из ракет после выполнения первого этапа полета самоликвидировалась в воздухе, сообщили в ночь на среду в Минобороны России.

Стрельба производилась по полигону Кура на полуострове Камчатка и выполнялась из подводного положения. Обе ракеты штатно вышли из шахт подводной лодки по заданной траектории, говорят в военном ведомстве.

Боевые блоки первой ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне.

Самоликвидация второй ракеты могла произойти по причине значительного отклонения ракеты от заданной траектории, от потери динамической устойчивости либо из-за отказа одного из двигателей, например управляющего, пояснил главный научный сотрудник генерал-майор Владимир , экс-руководитель 4-го .

По его словам, это событие довольно часто сопровождает пуски уже отработанных ракет. Из 21 попытки запуска «Булавы» восемь оказались неудачными. Однако ни разу это не происходило из-за конструктивных дефектов. Все неудачные пуски были из-за производственного брака, отметил эксперт.

«Одна из причин заключается в том, что на сегодняшний день, по существу, разрушена система «военной приемки». В производстве всех деталей, элементов, материалов этой ракеты участвуют сотни предприятий, которые выполняют зачастую очень небольшой по объему серии заказ, который им невыгоден. Контроль там, конечно, ослаблен. Плюс часто производятся замены одних деталей на другие. Все это приводит к недостаточной надежности производства», — рассказал Дворкин.

Более пессимистично настроен заместитель директора . По его словам, «Булава» — самая неудачная из всех российских ракет.

«Этим проектом занимаются не те, кто должен. Институт теплотехники всегда делал ракеты наземного базирования, а тут он взялся за морские. Такие ракеты всегда делало ОКБ Макеева», — уверяет Храмчихин.

В пресс-службе (МИТ) не смогли оперативно прокомментировать «Газете.Ru» причину самоликвидации «Булавы». Заместитель директора МИТ Лев Соломонов комментировать произошедшее также отказался и посоветовал со всеми вопросами «обращаться к морякам».

В ноябре прошлого года ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота «Владимир Мономах» произвел залповую стрельбу двумя ракетами «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. В Минобороны тогда сообщили, что запуск был успешным. Однако источники, близкие к военному ведомству, сообщили, что одна из двух запущенных МБР не смогла поразить заданные цели из-за повреждений, полученных при старте.

О причинах кризиса в отечественном морском ракетостроении

-Товарищ майор, а крокодилы летают?
-Летают, товарищ курсант, но только очень низко.

Армейский анекдот

Свершился очередной неудачный пуск баллистической ракеты морского базирования «Булава». Неудачный пуск был совершен 6 сентября на полигоне Кура на Камчатке с борта атомной подводной лодки «Александр Невский» во время государственных испытаний по приему на вооружение этого подводного гиганта. Как сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на свой источник в Минобороны, скорее всего, произошли неполадки в системе управления вектором тяги двигателя.

Напомню, что из 18 пусков «Булавы» удачно прошли только 10. Много это или мало? Это на грани закрытия всего проекта, если брать критерии советских времен. Но если учесть, что на доводку это новейшей ракеты истрачено столько денег, что можно было все остальные рода войск перевооружить, то ясно, что «Булаву» за негодностью вряд ли спишут.

Наша справка

Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р30 3М30 «Булава-30» (для использования в международных договорах — РСМ-56, по классификации НАТО — SS-NX-30) — новейшая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, предназначенная для размещения на подводных лодках нового поколения проекта 955 (класс «Борей»).

Двигатели первой и второй ступеней «Булавы» твердотопливные, а третьей — на жидком топливе, что обеспечивает необходимую скорость маневрирования на этапе разведения боевых блоков. Старт ракеты наклонный, поэтому АПЛ может производить пуск ракеты под водой и в движении.

Ракета может нести от шести до десяти гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения, способных менять траекторию полета по высоте и по курсу. Максимальная дальность полета составляет 8 тысяч километров, стартовая масса — 36,8 тонны, забрасываемый вес (полезная нагрузка) — 1,15 тысячи килограммов, длина в пусковом контейнере — 12,1 метра, длина без головной части — 11,5 метра.

Принятие на вооружение комплекса ракет «Булава» ожидалось еще в прошлом году, но не состоялось. Похоже, что и в текущем году этого не случится.

Серия якобы успешных пусков, проведенных в 2011 году, пишет военный эксперт полковник Олег Сергеев, дала повод главкому ВМФ заявить о принятии «Булавы» на вооружение «де факто». Однако, и «де юре», и очередной запланированный пуск не состоялись и были перенесены на 2013 год. Почему «якобы»? Да потому что даже в удачных пусках «Булава» пролетала всего 5,5 тысяч километров, а не заявленные в ТТХ 8 тысяч. А с такой дальностью атомный ракетоносец до главного потенциального противника – США — не достанет.

Причиной задержки в приеме на вооружение новой ракеты стала неготовность программного обеспечения системы управления ракетным оружием (СУРО) атомных ракетоносцев типа «Борей». Вину за срыв планов тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков возложил на «криворуких программистов». Странно, ведь профессионализм отечественных программистов сомнений никогда не вызывал.

На деле же для того чтобы получить точную математическую модель функционирования корабельных и ракетных систем, необходимо большое количество наземных стендовых испытаний. А Московский институт теплотехники во главе с Юрием Соломоновым начал работу над «Булавой» вообще не имея наземных испытательных стендов.

В 1998 году Соломонов добился от тогдашнего Президента РФ Бориса Ельцина решения о перепроектировании АПЛ класса «Борей» с ракетной системы «Барк» на «Булаву», пообещав амбициозному царю Борису, создать ракету, превосходящую по всем характеристикам американские аналоги, и которую не смогли бы перехватить самые современные системы ПВО.

Все помнят лихие 90-е годы, когда была уничтожена значительная часть российской оборонке. Вот как описывают тогдашнюю ситуацию в ракетостроении известные военные эксперты Альберт Дубровин и Сергей Макеев:

«Многие руководители КБ, НИИ и заводов стали искать различные возможности для выживания в первую очередь за счет разработки и изготовления общепромышленного оборудования и товаров народного потребления. Надо сказать, что организациям и предприятиям это помогло не только выжить, но и сохранить необходимые оборонные мощности. Так, ГРЦ им. В.П.Макеева сохранил уникальную экспериментальную базу, Красноярский машзавод – серийное производство ракет Р-29РМ. На Красмаше сейчас изготавливается ракета «Синева». Так, благодаря мужеству и патриотизму директоров, руководивших предприятиями в то время, был сохранен оборонный научно-технический потенциал, который мог быть утрачен навсегда. Государство отплатило им за это кличкой «красные директора» и практически всех постепенно уволило.

Совсем другим путем решил пойти генеральный конструктор МИТа Юрий Соломонов. Понимая, что правительство России весьма озабочено сокращением бюджетных расходов, он решил эту озабоченность направить в русло своих интересов, а интересы эти распространялись на расширение номенклатуры госзаказа МИТа за счет других разработчиков ракетной техники.

Для реализации этой идеи были задействованы все имевшиеся в распоряжении Юрий Соломонова силы и средства, а главное – обширные личные и родственные связи. Самыми активными соучастниками в реализации этой идеи выступали начальник вооружения Вооруженных сил России Анатолий Ситнов и начальник 4-го ЦНИИ МО Владимир Дворкин. В результате работы этой «творческой» группы в ноябре 1997 года появилось письмо председателю правительства России Виктору Черномырдину за подписями министров Якова Уринсона и Игоря Сергеева. В этом письме они просят, с учетом реалий международной и внутренней обстановки, финансовых и производственных возможностей России, придать МИТу функции ведущей организации при создании перспективных средств СЯС, имея в виду прежде всего определение технического облика таких средств. Визы на письме Черномырдина «Согласен» было достаточно, чтобы машина заработала:

– ликвидирован 27-й НИИ МО РФ, традиционно обеспечивавший научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования, а его функции переданы 4-му ЦНИИ МО РФ, никогда ранее этим не занимавшемуся;

– отстранены от участия в разработке стратегических ракетных комплексов для ВМФ и РВСН отраслевые научно-исследовательские институты Роскосмоса (ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения);

– ликвидирована группировка РПКСН проекта 941, причем проводилась она по тщательно разработанному плану. Сначала прекратили изготовление ракет Р-39 под видом того, что на смену придет ракета Р-39 УТТХ «Барк», находящаяся в отработке. Затем, под предлогом трех неуспешных пусков с наземного стенда, закрыли и ОКР «Барк». При этом организовали форсированную работу по уничтожению боекомплекта ракет Р-39, а готовую к пуску четвертую ракету «Барк», изготовленную с учетом замечаний по итогам неудачных пусков, было приказано разобрать и утилизировать.

Осталось только осуществить вывод подводных лодок проекта 941 из боевого состава флота, что и было сделано. Таким образом, система «Тайфун» перестала существовать.

В итоге в России появился монополист в области стратегического ракетостроения – МИТ, не обладающий необходимыми для осуществления этой роли знаниями и опытом, а миллиарды бюджетных рублей потекли на реализацию аферы под названием «Булава».

После утверждения письма Якова Уринсона и Игоря Сергеева научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования были переданы 4-му ЦНИИ МО РФ, ранее этим не занимавшемуся. Генеральным конструкторам и директору МИТа Юрию Соломонову было предложено разработать универсальную стратегическую ракету для ВМФ и РВСН.

От проектирования новой ракеты были отстранены опытнейшие специалисты из ГРЦ им. Макеева, много десятилетий разрабатывавшие ракеты морского базирования.

Соломоновский МИТ доселе специализировался по сухопутным ракетам,и очень скоро стало ясно, недооценил сложности конструирования БРПЛ(баллистических ракет подводных лодок).

Эта недооценка была столь велика, что, даже познакомившись с экспериментальной базой ГРЦ им. В.П.Макеева, методиками наземной экспериментальной отработки систем и ракеты в целом, он фактически отказался от использования стендовой базы ГРЦ, создание которой было обосновано тридцатилетним опытом разработки морских баллистических ракет.

«Сейчас некоторые эксперты говорят, что МИТ успешно решил сложную задачу безударного выхода ракеты из шахты подводной лодки и прохождения подводного участка траектории, но немногие знают, что она потому и решена, что была отработана на гидродинамическом стенде ГРЦ им. В.П.Макеева. Да, ракета «Булава» успешно (пока) проходит подводный участок, но кто скажет, что происходит с этой ракетой при старте и движении в водной среде, при воздействии набегающего потока, какие на нее действуют нагрузки и каковы последствия от их воздействия. Вполне возможно, что именно они и приводят к печальным последствиям при дальнейшем полете ракеты. Был отработан способ старта из-под воды (из контейнера), но не была отработана работоспособность систем и агрегатов ракеты при новом способе старта. Кроме того, из программы натурных испытаний

«Булавы» были исключены этапы отработки ракеты с погружаемого стартового комплекса и с наземного стенда».

(А.Дубровин, С.Макеев)

«Волевым решением гендиректора МИТа Юрия Соломонова была в корне изменена существовавшая в СССР трехэтапная схема конструкторских испытаний новой морской ракеты. Первый этап предполагал

глубоководные стендовые испытания, второй - наземные, третий - с подводной лодки. МИТ отказался от первых двух и перешел сразу к летным

испытаниям с подводной лодки, руководствуясь упрощенным представлением о том, что «Булава», по сути дела, есть не что иное, как морской аналог «Тополя». И совершил роковую ошибку», — пишет известный эксперт Дмитрий Мант.

Автор этих строк много лет работал в системе Минобщемаша, так называлась в советские времена ракетно-космическая отрасль, в качестве инженера и военпреда(испытывал прекрасные ракеты «Базальт»). Так вот – без наземных стендовых испытаний по тщательно выверенной программе даже лучшие образцы ракетной советской техники вряд ли бы полетели. Именно комплексные испытания всех критически важных систем управления летательным аппаратом, будь-то самолет или ракета любого типа выявляются потенциальные неполадки и находятся новые конструктивные решения.

Всем мало-мальски сведущим экспертам очевидно, что Юрий Соломонов, который продолжает оставаться генконструктором «Булавы» проявил элементарное зазнайство и некомпетентность, проигнорировав многолетний опыт успешных конструкторов морских ракет.

О коррупционно-авантюрной составляющей соломоновского проекта говорит военный экcперт Виктор Баранец:

— Я беседовал со многими специалистами, которые считают, что изначально идея Соломонова унифицировать наземную ракету «Тополь», переделав ее в морскую, была авантюрной, — говорит Виктор Баранец. — Это во-первых. Во-вторых, здесь была и некая коррупционная составляющая. Ведь из КБ Макеева, которое у нас делало лучшие в мире морские ракеты, под давлением определенных коррупционных сил проект был передан Соломонову. В итоге делать морскую ракету поручили людям, которые были в этом малосведущи. И вот отсюда и начались все наши беды: то руль барахлит, то не так система была заложена… Выдам совсем уж сенсационную тайну. Когда после очередного неудачного пуска специалисты стали разбираться с ракетой, то вдруг обнаружили, что суперклея, которого в России имелось всего-то два килограмма — какой-то супернаноклей, на ракете нет. Сделали химический анализ и выяснилось, что вместо него использован обычный китайский клей, который продается на московских рынках. А где же тот, сверхнадежный? Оказалось, что украли.

Доводка неудачной «Булавы» тянется уже 15 лет.

Это серьезно задержало развитие наших морских стратегических ядерных сил.

В связи с разработкой «Булавы» остались безоружными подлодки проекта 941, поскольку было прекращено производство баллистических ракет Р-39У. Три уникальные лодки можно было временно законсервировать, но их распилили на металлолом на средства, выделенные США.

Разработка «Булавы» завела в тупик развитие отечественных морских стратегических ядерных сил. И теперь мы не имеем ни группировки ракетоносцев проекта 941, ни летающей ракеты «Булава». Без ракетного вооружения оказываются и новые ракетоносцы проекта 955 «Борей». Положение может спасти принятая в 2007 году на вооружение ракета Р-29РМУ-2 («Синева»). Но для нее нет новых носителей, а имеющиеся подлодки скоро прекратят свое существование из-за старости.

Пора уже принять радикальное решение. Или доработать «Синеву под АПЛ проекта 955, хоть это потребует серьезных доработок в корабельных системах. Или провести более серьезные доводки и испытания «Булавы». В советские времена таких испытаний было, кстати, на порядок больше.

Бессмысленно вооружать суперсовременные подводные лодки неисправными ракетами. Для потенциального противника ничего нет лучше, чем сырое и неотработанное оружие в наших руках.

Владимир Прохватилов,

инженер-испытатель систем управления космических аппаратов

ПГРК "Ярс" / Фото: Пресс-служба МО РФ

Постановка на боевое дежурство новых ракетных комплексов "Ярс" и поступление в состав ВМФ двух подводных крейсеров "Юрий Долгорукий" и "Александр Невский" с ракетным комплексом "Булава" уравняли вооруженные силы России и США по числу носителей ядерного оружия и общему количеству развернутых на них боеголовок. Ядерный паритет между Москвой и Вашингтоном установлен впервые с начала 2000-х годов.

Такой вывод следует из только что опубликованной госдепартаментом США официальной информации, полученной от российской стороны в результате планового обмена данными о стратегических вооружениях, пишет "Российская газета" .

Напомним: дважды в год - 1 марта и 1 сентября - Москва и Вашингтон обязались информировать друг друга о состоянии своего ракетно-ядерного вооружения и закрепили это в российско-американском Договоре о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Этот договор, подписанный 8 апреля 2010 года президентами Обамой и Медведевым в Праге, для краткости называют "Пражским".

По нему учитываются:

  • во-первых, все развернутые носители ядерного оружия: атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), стратегические бомбардировщики и межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования
  • во-вторых - неразвернутые носители (в частности, ракеты, выгруженные из субмарин).
  • в-третьих, отдельной строкой ведется подсчет боезарядов на развернутых носителях
В течение десяти лет (к 2021 году) США и Россия согласились тогда сократить общее число ядерных боезарядов (у каждой стороны) до 1550 единиц и оставить на боевом дежурстве не более 800. При этом количество развернутых стратегических носителей МБР, ПЛАРБ и стратегических бомбардировщиков - должно быть уменьшено до 700 единиц.

На момент заключения договора численное преимущество по ключевым параметрам было на стороне США. То есть Вашингтон обязался сокращать свои арсеналы, а у России, напротив, оставался легальный "зазор" для обновления и пополнения своей триады сил ядерного сдерживания, которая с середины 90-х годов была под прессом разного рода проблем, ограничений и сдерживающих факторов.

На 1 апреля 2014-го, то есть спустя четыре года после заключения Пражского договора, количественный дисбаланс в ядерных вооружениях между Москвой и Вашингтоном, по сведениям Госдепартамента США, все еще сохранялся. Согласно произведенному весной этого года обмену данными, на вооружении у Соединенных Штатов стояли 778 развернутых стратегических носителей - межконтинентальных ракет, подводных лодок и стратегических бомбардировщиков, а также 1585 ядерных боезарядов. А у России - 498 и 1512 соответственно.

И вот, полгода спустя, с американской стороны зафиксирован количественный паритет.

Комментариев из российских официальных источников на этот счет пока не поступало. Хотя некоторое время тому назад вице-премьер Дмитрий Рогозин дал понять, что вооружение стратегических ядерных сил России к 2020 году обновится "на все сто процентов". В комментариях для "РГ" эксперты, связанные с ядерно-оружейным комплексом, тогда же пояснили, что обновление ядерных арсеналов - процесс естественный и даже необходимый. Поскольку гарантийные условия и сроки нахождения ядерных боеприпасов на боевом дежурстве и в специальных арсеналах куда более жесткие, чем для бомбы, торпеды или боеголовки с неядерной боевой частью.

Техническая справка

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом теплотехники (МИТ) на базе МБР РТ-2ПМ2 / "Тополь-М", главный конструктор - Ю.Соломонов.




Разработка МБР "Тополь-М" / РТ-2ПМ2 с использованием только российских технологий начата в марте 1992 года. Указ Президента России Б.Н.Ельцина о создании ракетного комплекса "Тополь-М" (с вариантами развития) вышел 27 февраля 1993 года. Первый испытательный пуск произведен 29 мая 2007 года с мобильной пусковой установки на полигоне Плесецк.

Комплекс принят в "опытно-боевую эксплуатацию" в РВСН в декабре 2009 году. В январе 2010 года было заявлено, что государственные испытания комплекса завершатся до конца 2010 года, либо после 4-го и 5-го пусков.

Ракеты комплекса производятся на Воткинском машиностроительном заводе (г.Воткинск). Ракеты РС-24 будут заменять на дежурстве МБР РС-18 и РС-20 по мере исчерпания их гарантийных сроков. С 2012 года в серийном производстве планируется оставить только МБР РС-24 "Ярс".

Развертывание комплексов "Ярс" начато в декабре 2009 году после принятия комплекса РВСН для "опытно-боевого дежурства" в составе одного ракетного дивизиона полка Тейковской 54-й гвардейской ракетной дивизии 27-й гвардейской ракетной армии РВСН (базирование - Красные Сосенки, 3 комплекса).

30 ноября 2010 года главкоком РВСН генерал Сергей Каракаев заявил, что РВСН постепенно будут перевооружаться с мобильных комплексов с моноблочными ракетами "Тополь-М" на мобильные комплексы с ракетами с РГЧ ИН "Ярс".

В декабре 2010 года на вооружение Тейковской ракетной дивизии поступил второй дивизион комплексов "Ярс" (3 СПУ). 4 марта 2011 года объявлено, что первый ракетный полк с МБР РС-24 "Ярс" заступил на боевое дежурство в РВСН в составе Тейковской дивизии.

В состав полка Тейковской ракетной дивизии вошли 2 ракетных дивизиона МБР РС-24, поставленных в РВСН в 2009-2010 годах. Всего в составе полка 6 комплексов РС-24. По состоянию на июль 2011 года отсутствует контракт по гособоронзаказу на 2011 год на производство ракет "Ярс" и каких-либо других МБР.

Пусковая установка:

Мобильная АПУ (автономная) 15У175М на многоосном шасси МЗКТ-79221 (город Минск, серия с 2000 года), аналогичная АПУ комплекса "Тополь-М". Топопривязка АПУ осуществляется в любой точке маршрута патрулирования автоматически с использованием инерциальной навигационной системы со спутниковой коррекцией.

В состав оборудования АПУ входят:
  • система навигации с комплексом пересчета полетных заданий для обеспечения пуска с любой точки маршрута патрулирования
  • комплекс средств связи, обеспечивающий гарантированный прием сигналов боевого управления от ВЗУ и передачу донесений о состоянии АПУ
  • комплект аппаратуры боевого управления пуском
  • система автономного энергоснабжения (дизель-генератор)
  • артиллерийская часть (стрела) для размещения ТПК и приведения его в готовность к пуску
  • соответствующая система гидравлики для обеспечения горизонтирования АПУ и подъема стрелы
  • соответствующее оборудование (система) для обеспечения необходимого температурно-влажностного режима (ТВР) в ТПК и отсеках наземной аппаратуры
  • наземная СУ (аппаратура подготовки, пуска и контроля состояния оборудования АПУ)
  • система прицеливанияс автоматическим гирокомпасом (АГК)

СПУ на шасси
МЗКТ-79221
Тип старта минометный с использованием ПАД
Колесная формула
16 х 16

Двигатель

дизель ЯМЗ-847.10
4-х тактный,
12-цилиндровый,
с турбонаддувом
Мощность, л.с.
800
Длина, м
ок. 22.7
Ширина, м
ок. 3.4
Дорожный просвет, мм
475
Радиус поворота, м
18
Брод, м
1.1
Шины с регулируемым давлением
1600х600-685 модели ВИ-178А
Масса снаряженная, кг
44000
Грузоподъемность, кг
80000
Объем бака, л
825
Скорость максимальная, км/ч 45
Запас хода, км
500

Техническая справка

Подводные лодки проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО SSBN «Borei») — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. По состоянию на 23 декабря 2013 года головной корабль — «Юрий Долгорукий» — вошёл в состав Северного флота, второй корабль — «Александр Невский» — зачислен в состав Тихоокеанского флота, третий корабль — «Владимир Мономах» — проходит государственные испытания, четвертый корабль — «Князь Владимир» — находится в стадии постройки. АПЛ "Борей"

АПЛ "Борей" / Фото: Пресс-служба МО

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора В. А. Здорнова. Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО).

Подводные крейсеры класса «Борей» разрабатываются под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56). 9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной Судостроительной Корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ пр.955А «Борей» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку 39 млрд руб.

В них будет улучшена обитаемость экипажа, живучесть. «Бореи» являются первыми Российскими АПЛ где движение осуществляется с помощью одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками. Подводные лодки проекта оснащены системой спасения — всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием.

АПЛ "Борей" / Фото: Пресс-служба МО РФ











Тактико-технические показатели

Тип корабля РПКСН
Обозначение проект 955 - «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ МТ «Рубин»
Классификация НАТО Borei class (Dolgorukiy class)
Скорость (надводная), узлов 15
Скорость (подводная), узлов 29
Рабочая глубина погружения, м 400
Предельная глубина погружения, м 480
Автономность плавания, суток 90
Экипаж, человек 107, в том числе 55 офицеров
Стоимость, млн долл 713
Водоизмещение надводное, т 14 720
Водоизмещение подводное, т 24 000
Длина наибольшая (по КВЛ), м 170
Ширина корпуса наиб., м 13,5
Средняя осадка (по КВЛ), м 10
Силовая установка ОК-650В
Мощность силовой установки, Мвт 190
ПТУ с ГТЗА гребной вал водомётный движитель
Вооружение: торпедно-минное вооружение - 6ТАx533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты;
ракетное вооружение - 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава»

Техническая справка

Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р-30 "Булава" Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р-30 «Булава-30» (индекс УРАВ ВМФ - 3М30, код СНВ - РСМ-56) предназначена для поражения важных стратегических целей на территории противника. МБР входит в состав ракетного комплекса подводных лодок проектов 941УМ «Акула» и 955 «Борей».

Гипотетическая проекция ракеты Р-30 / 3М30 "Булава" / SS-NX-30 (с) версия 19.12.2010 г., / Фото: militaryrussia.ru

Гипотетическая проекция ракеты Р-30 / 3М30 "Булава" / SS-NX-30 (с) версия 30.07.2010 г., / Фото: http://militaryrussia.ru

Ракета имеет 3 твердотопливных маршевых ступени и ступень разведения боевых блоков. Ступень разведения, предположительно, имеет логику разведения, обеспечивающую оптимальное перераспределение энергетических ресурсов между дальностью стрельбы и площадью района разведения боевого оснащения, что, наряду с уже традиционной для отечественных БРПЛ возможностью выбора между круговой или произвольной формами зоны разведения боевого оснащения, повышает возможность боевого применения за счет более рационального планирования целеуказаний и, увеличивая досягаемость целей, расширяет возможные районы боевого патрулирования РПКСН.

Бросковый полигонный пуск ракеты 3М30 "Булава". первый кадр - работает стартовый РДТТ/ПАД, второй кадр - свободный полет, третий кадр - запуск двигателя РДТТ 1-й ступени, четвертый кадр - работает 1-я ступень ракеты (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении") / Фото: makeyev.msk.ru

Корпуса ступеней - типа «кокон» из полимерного композиционного материала на основе арамидного волокна с высокой удельной прочностью, что позволяет увеличить уровни рабочего давления в камере сгорания и уменьшить габариты и массу сопловых блоков, достигая при этом более высокой степени расширения с получением более высокого удельного импульса. Корпуса, скорее всего, изготавливаются методом непрерывной намотки.

Бортовая кабельная сеть ракеты, предположительно, «замотана» в корпус двигателей - ленточные кабели проходной кабельной сети проложены в корпусах двигателей при их изготовлении (между «коконами» намотки). Двигатели всех ступеней оснащены РДТТ с прочноскрепленым зарядом смесевого топлива 5-го поколения. Двигатель первой ступени запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета. Тяга двигателя - более 90 тонн. Длина - 3,8 м, масса - 18,6 т.

Испытания воспламенителя двигателя 1-й ступени ракеты "Булава" на стенде (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении") / Фото: makeyev.msk.ru

Двигатели второй и третьей ступени оснащёны раздвижным сопловым насадком. Вторая ступень работает с 50-й до 90-й секунды полета, третья включается на 90-й секунде полета. Двигатель третьей ступени отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень разведения боевых блоков - многокамерный РДТТ глубокого регулирования на смесевом топливе. Топливо - низкотемпературное с высокой зависимостью скорости горения от давления. Отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов. Минометное разделение ступеней ракеты обеспечивается за счет наддува газом от порохового аккумулятора давления межступенного объема и последующего поперечного деления соединительного отсека удлиненным кумулятивным зарядом.

Такая конструкция гарантирует безударное разделение ступеней и обеспечивает максимальную плотность компоновки межступенной части ракеты, что особенно важно для БРПЛ (с этой целью в конструкции двигателей маршевых ступеней ракеты применены частично утопленные в камеру сгорания поворотные управляющие сопла (с двойными телескопическими сдвигаемыми насадками раструба на верхних ступенях), что позволяет увеличить степень расширения сопла и, соответственно, удельный импульс, без увеличения общих габаритов ракеты).

Ракета оснащена разделяющейся головной частью индивидуального наведения, в состав которой входит до 6 (по информации, опубликованной «Роскосмосом» - «от 6 до 10») новых высокоточных малогабаритных высокоскоростных боевых блоков нового поколения конической формы с небольшим углом полураствора и малым радиусом притупления, с малыми сигнатурами в различных диапазонах спектра ЭМИ, оснащенных новыми зарядами малого класса мощности около 150 кт, а также новейший комплекс средств преодоления ПРО, отвечающий уровню возможных угроз. Боевые блоки и спецзаряды имеют верхний уровень стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва.

Система управления: астрорадиоинерциальная (на основе бортового цифрового вычислительного комплекса, гиростабилизированной платформы, оптикоэлектронной аппаратуры 3Н30 астрокоррекции траектории полета по результатам измерения координат навигационных звезд и аппаратуры радиокоррекции по результатам обмена информацией с навигационными спутниками системы ГЛОНАСС. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры. При создании ракеты используется электроника с элементной базой нового поколения, что позволяет при использовании новых боевых блоков повысить точность стрельбы до уровня существующих отечественных межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования (с величиной кругового вероятного отклонения не более 200 м).

Испытания элемнтов ГЧ ракеты 3М30 "Булава на специальном стенде / Фото: makeyev.msk.ru

Система астрокоррекции включает в себя изделия 35И и 36И. Вероятно, система управления БРПЛ также использует т.н. адаптивный метод управления полетом, т.е. принцип приспособления программы полета к фактическим условиям за счет учета возмущений, внесенных отклонениями параметров РДТТ от номинальных. Система управления также, как и у предыдущих БРПЛ, должна обеспечивать возможность стрельбы из высоких широт Арктики с круговым сектором обстрела целей и по настильным траекториям с малым подлетным временем.

Тип старта - сухой, пуск производится из транспортно-пускового контейнера, размещенного в ракетной шахте подводной лодки, с помощью порохового аккумулятора давления; команда на запуск двигателя первой ступени подается в момент выхода ракеты из ТПК. При незапуске двигателя первой ступени после выхода из воды ракета с целью обеспечения безопасности подводного ракетного крейсера уводится в сторону. Старт всего боекомплекта осуществляется залпом, с минимальными интервалами между пусками ракет. Существует также возможность пуска одной или нескольких ракет из боекомплекта. Ракеты могут запускаться с глубины без ограничений по погодным условиям на поверхности моря, а также из надводного положения. Глубина запуска - до 50-55 м.

Ракеты могут запускаться с глубины без ограничений по погодным условиям на поверхности моря / Фото: makeyev.msk.ru

Тактико-технические показатели

Тип межконтинентальная, морского базирования
Дальность полета, км 8000
Тип боевой части разделяющаяся, с блоками индивидуального наведения
Число боевых блоков 6-10
Система управления автономная, инерциальная на базе ЦБВК
Забрасываемый вес 1150
Тип старта сухой
Стартовая масса, т 36,8
Число ступеней 3
Длина, м:
ракеты без головной части 11,5
ракеты в пусковом контейнере 12,1
Диаметр, м:
ракеты (максимальный) 2
пускового контейнера 2,1
Длина первой ступени, м 3,8
Диаметр первой ступени, м 2
Масса первой ступени, м 18,6