Анализ стихотворения Мандельштама «Я ненавижу свет…. «Я ненавижу свет», анализ стихотворения Мандельштама

Произведение является собой глубокие мысли о своей судьбе, предназначении и сущности бытия, навеянные ему знакомством с Мариной Цветаевой. Оба они чувствовали некую труднообъяснимую духовную близость, которая, однако, не кончилась романом.

В стихотворении показаны противоречивые чувства, обуревающие поэта. Название «Я ненавижу свет…», которое должно выражать неприятие и отторжение сочетается с отсутствием неприятия и мысленным диалогом, выражающим скорее, симпатию. Произведение было создано в 1912 году, в относительно спокойное время, поэтому в нем отсутствуют отсылки к политическим событиям.

Под однообразными звездами автор понимал, скорее всего, творчество Цветаевой. Испытывая теплые чувства к поэтессе, он достаточно резко реагирует на ею написанное. Оно представляется Мандельштаму неким вызовом. Сам строй мыслей, мировосприятие, выраженное в ее стихах, никак не соответствует мандельштамовскому.

Довольно тонко автор пишет об амбициях Цветаевой. Он использует образ башни, намекая на самомнение, но, при этом, мягко именует ее бредом, хотя и дивным. Однако поэт признавал ее несомненный поэтический дар: башня именуется стрельчатой.

Мандельштам в мысленном диалоге принимает вызов и обещает превзойти поэтессу. Говоря про «свой черед» он тут же срывается в бездну сомнений. Все это хорошо показывает сложность, но, вместе с тем, и хрупкость внутреннего мира поэта. Об этом же свидетельствует признание в финале стихотворения о боязни любви.

Мандельштам заканчивает свое произведение обращением к вечности. Слова об уходе и возвращении можно понять и как выражений его воззрений на потусторонний мир. Действительно, там любовь может быть невозможна. Однако, скорее всего, это просто попытка посмотреть на себя и свое творчество со стороны, оценить его с глобальных позиций, представив все это через большой промежуток времени.

Из стихотворения следует, что поэт не видел некого высшего критерия, по которому можно судить творчество. На это намекает «пустая грудь» неба. Автор призывает Цветаеву ранить ее. Однако здесь вряд ли звучит тема богоборчества, речь идет явно об общепринятом. Это звучит, как призыв разрушить стереотипы и рамки, навязанные обществом, которые он считал излишними путами, связывающими истинного творца. Судить поэта может только время, достигнутый результат, реализация таланта.

Анализ стихотворения Я ненавижу свет по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Маяковского Послушайте!

    Данное стихотворение стало неким толчком для людей, которые каким-то образом потеряли веру в себя, сбились с пути. Маяковский вводит в стихотворение Бога, но он не мнимое существо

  • Анализ стихотворения Июль - макушка лета Твардовского

    Произведение относится к лирическому творчеству поэта и в качестве основной темы стихотворения рассматривает безвозвратный уход летнего периода года.

  • Анализ стихотворения Некрасова Давно отвергнутый тобою

    Это философское стихотворение о любви и разочаровании, о жизни и смерти, о выборе и о сроках. Как говорят, всему время своё. И в этом стихотворении очень интересно сопоставляются события и состояния.

  • Анализ стихотворения Мои мечты Есенина

    У каждого человека в жизни есть мечты и желания. Это является нормальным состояние мыслей и души. Ведь это является стимулом для личностного развития. В большинстве случаев мечты людей направлены лично на самих себя

  • Анализ стихотворения Пушкина К морю 9 класс

    Это стихотворение заканчивает цикл романтических стихотворений А.С. Пушкина, написанных им в Южной ссылке. По форме произведение напоминает элегию, по жанру перед нами

3 590 0

Сложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму , нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не всегда считал нужным публично афишировать свои чувства. Будучи символистом, Мандельштам придерживался теории о том, что ничего в этом мире не происходит случайно, и любое событие имею не только свое значение, но и свою цену. Именно с этой позиции он рассматривал свое знакомство с семьей поэтессы , к которой испытывал очень нежные и возвышенные чувства. В 1912 году, находясь под впечатлением от встречи с этой женщиной, Мандельштам написал стихотворение .

Если трактовать его с точки зрения символизма, то одной из «однообразных звезд», свет которых так терпеть не может поэт, является Марина Цветаева . Ее стихи он воспринимает, как попытку вызова не только самому себе, но и современной литературе. При этом произведения Цветаевой кажутся Мандельштаму однотипными и как бы направленными внутрь души, содержимое которой, по мнению поэта, нельзя выворачивать наружу перед читателями.

Вместе с тем, Мандельштама одолевают весьма противоречивые чувства, так как Цветаева ему явно симпатизирует. Поэтому рождается строчка, которая показывает, в каком смятении пребывает поэт после поездки в Москву. «Здравствуй, мой давний бред – башни стрельчатой рост!», - пишет , намекая на то, Цветаева-поэт обладает не только литературным даром, но и готова отстаивать свои стихи, тем самым, возносясь ввысь, достигая тех горизонтов творчества, к которым Мандельштам и сам стремится. Он утешает себя обещаниями, пророча: «Будет и мой черед – чую размах крыла». Но при этом беспокоиться о том, куда же будет направлена «мысли живой стрела», и сможет ли она принести пользу другим.

Затрагивая тему вечности, Мандельштам отмечает, что каждый человек проходит свой путь и всегда возвращается к истокам – тому месту, которое принято именовать загробным миром. Там нет добра и зла, ненависти и любви, о чем упоминает поэт. Но именно в иной реальности каждому из нас открывается истина, которая недоступна в привычном мире. Поэтому, анализируя свои чувства к Цветаевой, Мандельштам отмечает: «Там – я любить не мог, здесь – я любить боюсь». Действительно, отношения этих двух людей так и не смогли перерасти на полноценный роман, хотя оба поэта испытывали удивительное душевное родство и понимали друг друга даже тогда, когда между ними не было произнесено ни единого слова.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

«Я ненавижу свет…» Осип Мандельштам

Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой дивный бред, —
Баши стрельчатый рост!

Кружевом, камень, будь,
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.

Будет и мой черед —
Чую размах крыла.
Так — но куда уйдет
Мысли живой стрела?

Или, свой путь и срок,
Я, исчерпав, вернусь:
Там — я любить не мог,
Здесь — я любить боюсь…

Анализ стихотворения Мандельштама «Я ненавижу свет…»

Сложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не всегда считал нужным публично афишировать свои чувства. Будучи символистом, Мандельштам придерживался теории о том, что ничего в этом мире не происходит случайно, и любое событие имею не только свое значение, но и свою цену. Именно с этой позиции он рассматривал свое знакомство с семьей поэтессы Марины Цветаевой, к которой испытывал очень нежные и возвышенные чувства. В 1912 году, находясь под впечатлением от встречи с этой женщиной, Мандельштам написал стихотворение «Я ненавижу свет…».

Если трактовать его с точки зрения символизма, то одной из «однообразных звезд», свет которых так терпеть не может поэт, является Марина Цветаева. Ее стихи он воспринимает, как попытку вызова не только самому себе, но и современной литературе. При этом произведения Цветаевой кажутся Мандельштаму однотипными и как бы направленными внутрь души, содержимое которой, по мнению поэта, нельзя выворачивать наружу перед читателями.

Вместе с тем, Мандельштама одолевают весьма противоречивые чувства, так как Цветаева ему явно симпатизирует. Поэтому рождается строчка, которая показывает, в каком смятении пребывает поэт после поездки в Москву. «Здравствуй, мой давний бред – башни стрельчатой рост!», — пишет Мандельштам, намекая на то, Цветаева-поэт обладает не только литературным даром, но и готова отстаивать свои стихи, тем самым, возносясь ввысь, достигая тех горизонтов творчества, к которым Мандельштам и сам стремится. Он утешает себя обещаниями, пророча: «Будет и мой черед – чую размах крыла». Но при этом беспокоиться о том, куда же будет направлена «мысли живой стрела», и сможет ли она принести пользу другим.

Затрагивая тему вечности, Мандельштам отмечает, что каждый человек проходит свой путь и всегда возвращается к истокам – тому месту, которое принято именовать загробным миром. Там нет добра и зла, ненависти и любви, о чем упоминает поэт. Но именно в иной реальности каждому из нас открывается истина, которая недоступна в привычном мире. Поэтому, анализируя свои чувства к Цветаевой, Мандельштам отмечает: «Там – я любить не мог, здесь – я любить боюсь». Действительно, отношения этих двух людей так и не смогли перерасти на полноценный роман, хотя оба пота испытывали удивительное душевное родство и понимали друг друга даже тогда, когда между ними не было произнесено ни единого слова.

Стихотворение «Я ненавижу свет» было написано Мандельштамом в 1912 г. и напечатано в сборнике «Камень» (1913).

Литературное направление и жанр

Это стихотворение первое в сборнике «Камень» имеет близкие к акмеизму образы: стрельчатой башни, кружева камня, паутины. Эти мотивы сближают стихотворение с «Notre Dame» . Суть образов раскрывается в статье «Утро акмеизма».

Некоторые исследователи трактуют стихотворение как символистское, воспринимая однообразные звёзды как поэтов – современников Мандельштама,

Жанр стихотворения – философская лирика

Тема, основная мысль и композиция

Акмеисты воспринимали слово как материал, камень, из которого возводится здание, а себя сравнивали с зодчими. С точки зрения Мандельштама, «строить – значит бороться с пустотой». Предназначение поэта – заполнять пустоту неба, как это делает готический шпиль, прокалывая небо. Организм человека сравнивается с замысловатой конструкцией собора, оба бесконечно сложны.

Тема стихотворения – диалог с символистским мировосприятием о человеческом бытие. Основная мысль: сравнивая собственное творчество с готическим собором, Мандельштам задумывается о своей роли поэта, заполняющего пустоту живой стрелой мысли и любящего бытие больше себя, а существование больше вещи.

Стихотворение состоит из 4 катренов.

В первой строфе лирический герой объявляет о своём неприятии пустоты и предлагает свой способ борьбы с ней. Во второй строфе лирический герой обращается к камню, превратившемуся в собор. В третьей строфе герой задумывается о грядущей смерти и о том, куда денется его сознание.

В последней строфе лирический герой размышляет о своём земном конце как о возвращении к определённым внебытийным истокам, где любовь невозможна. Но и здесь, на земле, страх мешает ему насладиться любовью.

Как часто бывает в стихотворениях Мандельштама, интерпретаций может быть множество.

Тропы и образы

Одна из символистских трактовок стихотворения связана с личностью Марины Цветаевой , с которой у Мандельштама был роман как раз в 1912 г. В этом прочтении её поэзию он сравнивает со светом звёзд, а свою – с готическим собором. Размах крыла – это будущее мастерство молодого поэта. Там и здесь в последней строфе может трактоваться как Петербург, куда приезжала Цветаева, и Москва, куда к ней ездил Мандельштам. Тогда понятно, что Мандельштам боялся любить Цветаеву, которая в тот момент уже была женой и матерью.

Но такая трактовка стихотворения слишком примитивна для творчества Мандельштама. Акмеистическое мировосприятие позволяет рассматривать каждый образ не как отвлечённый, а как бытийный. В таком случае свет однообразных звёзд (метафорический эпитет) – это только описание пустого неба. Давний бред (эпитет) – это какие-то идеи или поэзия лирического героя. Он сравнивает эволюцию собственной поэзии с ростом стрельчатой башни, возводимой зодчим.

Вторая строфа говорит о качествах поэзии. Слово, с точки зрения акмеистов, творит поэтическую ткань, бытие. Оно может быть кружевом и паутиной (сравнения). Раненая пустая грудь неба - это не символ, а метафора (олицетворение), восприятие лирическим героем пустоты. Сравнение шпиля готического собора с тонкой иглой – образ завоевания пустоты.

Размах крыла, который чует лирический герой – это метафора то ли роста лирического героя как поэта, то ли смерти, которую приноси на крыльях ангел смерти. Метафора стрела земной мысли соотносит образ поэта с образом готического собора по функции: они наполняют пустоту бытием. Вопрос, которым заканчивается этот образ, говорит о сомнениях лирического героя в бытийности слова-мысли (логос).

В выводе лирический герой обращается к важной грани бытия – любви. Любовь невозможна в потустороннем мире, она порождение земли. В противопоставлениях там - здесь, не мог – боюсь прослеживается боязнь открыть свою душу. Молодой Мандельштам готов был отдавать жизнь и силы вечности, но не любить.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником с тремя ударениями в строке. Интересно, что в каждой строчке по три слова, не считая служебных и местоимений. Декламация стихотворения получается очень выразительной.

Чёткости ритма способствую мужские рифмы. Рифмовка перекрёстная.

Стихотворение – это логическая цепочка умозаключений лирического героя. Мандельштам использует в нём все существующие пунктуационные знаки. Здесь есть и восклицательные предложения, и повествовательные, и побудительные, и даже незаконченная, оборванная мысль с многоточием в конце. Стихотворение, при всей сложности мысли, - прекрасный образец риторики.

  • «Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Мы живём, под собою не чуя страны…», анализ стихотворения Мандельштама