Александр 3 основные. Внешняя политика Александра III

После гибели императора Александра II в марте 1881 года править Россией стал его второй сын. Изначально он должен был сделать карьеру в военной сфере, но после смерти наследника (старшего брата) Николая о военной карьере пришлось забыть и занять место на престоле.

Историки рисуют этого правителя типичным русским могучим мужиком, который склонен был скорее к войне, нежели к тонкому и тщательному планированию государственного курса. Особенности его правления заключаются в сохранении самодержавия и подписании мирных соглашений.

Вконтакте

Основные события

Правление Александра 3 запомнилось как одно из самых мирных, ведь император стремился сохранить дружеские отношения со всеми соседями и по возможности выступить миротворцем в конфликтах. Хотя не обошлось и без военных побед. Основные события правления императора по годам кратко выглядят следующим образом:

  • 1881: взятие Ашхабада, возобновление работы «Союза трех императоров»;
  • 1882: А.Ф. Можайский сконструировал и запустил в первый полет самолет, разрабатывается фабричное законодательство;
  • 1883: создание Плехановым группы «Освобождение труда» в Женеве;
  • 1884: введение нового устава университетов и открытие приходских школ в селах;
  • 1885: присоединение Средней Азии и русско-афганский конфликт;
  • 1887: заключен русско-германский мирный договор;
  • 1888: открыт университет в Томске;
  • 1889: упразднены должности судей в сельских округах, введена должность земского начальника;
  • 1891: начало строительства Великого Сибирского пути ;
  • 1891-1892: поволжский голод;
  • 1892: принят новый Таможенный устав, утверждено новое «Городское положение», заключена тайная русско-французская военная конвенция;
  • 1893: принят закон «О таможенном тарифе», начало русско-германской «таможенной войны».

Основные события показывают, что деятельность царя была направлена в основном на контрреформы его отца.

Годы царствования Александра III

Внутренняя политика

Россия при Александре 3 была разделена на сторонников двух партий: либеральной, выступающей за реформы, и монархической, выступающей против демократии. В отличие от своего отца сын принял курс на усиление самодержавия и отверг саму модель конституциональной России.

Основные направления

В России сохранилась административная регламентация социальной сферы . Все враги монаршей власти преследовались, арестовывались и высылались. Несмотря на контрреформы, государство динамично развивалась, а ее социальные и экономические показатели росли. Основными направлениями внутренней политики Александра 3 стали:

  1. Налогообложение – были введены новые повышенные пошлины на импортные товары, прямые налоги, а ставки старых выросли. Был введен налог на наследство и повышен налог на промышленные предприятия, землю и недвижимость, что затронуло в первую очередь состоятельных людей. В свою очередь для крестьян были введены серьезные послабления: снижен размер ежегодных выкупных, отменена подушная подать, учрежден Крестьянский поземельный банк.
  2. Социальная сфера – поощрение промышленной индустрии увеличило количество рабочих на фабриках, выросло число наемных рабочих.
  3. Рабочее законодательство – в 1882 г. была создана Фабричная инспекция, принят закон о детском труде (он стал запрещен до 12 лет), введено уменьшение рабочего дня для подростков, запрет на ночные работы несовершеннолетних . Были утверждены акты о правилах приема на работу и об отношениях рабочих в коллективе. Были урегулированы отношения работодателя и рабочего путем обязательно подписания рабочего договора и выплат по расчетной книжке.
  4. Местное самоуправление – земства и города были наделены большими правами, земский начальник становился одновременно и мировым судьей.
  5. Судопроизводство – не разрешалось присутствовать на судебных заседаниях малолетним и учащимся. Запрещалось публиковать стенограммы и отчеты, а также пускать публику на разбирательства, в которых могли быть оскорблены религиозные и нравственные чувства. Тяжелые преступления отправлялись на рассмотрение в судебные палаты.
  6. Образование – у университетов отобрали право быть автономными ввиду частых революционных взглядов и движений, которые зарождались именно здесь. Стала действовать новая редакция Университетского устава.

Таким образом, основные направления внутренней политики Александра сводились к урегулированию социальных вопросов, налогообложения и образования.

Задачи

Многие прогрессивные граждане России видели в царе того, кто продолжит реформы и приведет Россию к конституции. Однако реформы Александра 3 разрушили эти надежды. Первое выступление его ознаменовалось тем, что царь заявил о бессмысленности конституциональных планов, что явственно указало на курс самодержавия.

Он поставил перед собой задачи по предотвращению развития революционного движения в России. Император не признавал реформ, уволил некоторых чиновников, которые выступали за реформы, и принял Манифест о самодержавной власти. Российские губернаторы при этом наделялись особыми правами в борьбе за императорскую власть. Не менее важной задачей было и введение контрреформ земского толка и судейства.

Политика самодержавия и реакционных реформ коснулась и образовательной сферы. По принятому циркуляру детям лакеев и прочих слуг запрещалось посещать гимназии, а школы в селах заменялись церковно-приходскими учреждениями. Велась строгая цензура всех печатных изданий .

Важно! Жесткие реформы внутренней политики Александра 3 стали основной причиной глубокого недовольства в российском обществе, что создало прекрасную почву для роста и обострения социальных противоречий.

Контрреформы

Все реформы предыдущего императора были направлены на конституциональную политику и наделяли большими правами крестьян и прочих простых людей. Его сын был категорически против подобных изменений в обществе, и как только занял престол, стал проводить контрреформы, среди которых:

  • Земская – вводится позиция земского начальника, они назначаются министром внутренних дел. Такую позицию имели право занимать только люди дворянского происхождения, а работа их заключалась в контролировании крестьян по административной части.
  • Городская – количество избирателей сокращается из-за повышения имущественного ценза, а любой закон думы должен быть одобрен губернатором. Количество заседаний думы было ограничено, что по сути приводило к управлению города правительством.
  • Судебная – присяжные должны были иметь достаточный образовательный ценз для занятия подобной позиции, что увеличило число дворян среди них.
  • Печатная и образовательная – введен жесткий контроль над учебными заведениями , запрещается автономия университетов, учебный состав был подконтролен правительству. Была создана специальная полиция по надзору за школьниками и студентами.

Таким образом, экономические реформы, принятые законы, акты и манифесты привели Российскую империю на уровень 1861 года, что не могло благоприятно сказаться на настроениях в обществе.

Памятник Александру III в Петербурге у Мраморного дворца

Внешняя политика

Мирная внешняя политика Александра 3, несмотря на короткий срок его правления, привела к закреплению за ним неофициального звания «Миротворец».

Главной внешней задачей он ставил поддержание мира с соседями и другими государствами , а также поиск и укрепление отношений с предполагаемыми союзниками. Несмотря на мирный курс, император планировал усилить влияние России по всем направлениям.

Основные направления

Основные направления внешней политики Александра 3 сконцентрировались на нескольких направлениях, что отчетливо видно в таблице.

Направления Действия
Европа Заключен мирный договор с Германией в 1887 году и начата таможенная война с ней же в 1890 году.

Мирный договор с Францией в 1891 году.

Русско-французская конвенция в 1892 году и оформление официального союза в 1893 году.

Балканы Поддержка Болгарии после объявления о ее независимости в 1879 году.

Тайные отношения Румынии и Болгарии привели к разрыву всех дипломатических отношений с последней.

Восстановление союза с Турцией.

Подписание мирного договора с Австрией и Германией, который через год превратится в Тройственный союз.

Начало сближения с Францией для предотвращения войны с Германией в конце 1880-х.

Азия Площадь государства была увеличена за счет присоединения Казахстана, Хивинского и Кокандского ханства, а также Бухарского эмирата более чем на 400000 кв. км.
Восток Из-за предстоящих договоров и объединения ряда стран против Японии Российская империя превращается в ее врага на Дальнем Востоке. Чтобы нарастить мощь и в случае опасности противостоять агрессивной Японии, Россия начинает прокладывать Сибирскую магистраль.

Мирные действия России не всегда заканчивались успешно, однако не из-за неправильных действий, а из-за враждебно настроенных соседей. Основные направления внешней политики Александра 3 привели к увеличению площади государства мирным путем и 13 мирным годам страны.

Вступление на престол. После гибели 1 марта 1881 г. Александра II от бомбы террориста на престол вступил его сын Александр III Александрович. Он был вторым сыном Александра II и вначале предназначался к военной службе. В 18 лет он уже имел чин полковника.
Первоначально наследником престола был старший сын Александра II - Николай Александрович. Но в 1865 г. в Ницце он умер от болезни почек. Второго сына - двадцатилетнего Александра - срочно стали готовить к престолу. Воспитание Александра Александровича проходило под общим наблюдением генерал - адъютанта Б.А. Перовского, образованием руководил профессор Московского университета А.И. Чивилёв, специалист по политической экономии. Русский и немецкий языки, историю и географию ему преподавал известный академик Я.П. Грот. Он первый привил Александру любовь к родной истории и культуре. Затем историю преподавал известный учёный С.М. Соловьёв. После этого любовь к родной истории сформировалась у цесаревича окончательно. Никто из предшественников Александра III не занимался столько изучением родной истории и родной культуры, сколько Александр III. Правоведение великому князю преподавал известный учёный, профессор гражданского права К.П. Победоносцев . После окончания преподавания курса К.П. Победоносцев был назначен обер-прокурором Синода. Тактику и военную историю Александру Александровичу преподавал капитан М.И. Драгомиров, впоследствии генерал и один из основоположников национальной военной теории. В общем, Александр Александрович получил фундаментальное образование.
В 1866 г. состоялось бракосочетание цесаревича с дочерью датского короля Дагмарой, наречённой в православии Марией Фёдоровной. Она вначале предназначалась первому сыну Александра II Николаю Александровичу. Смерть наследника потрясла его невесту Дагмару и его брата Александра. Но у смертного одра Николая оба встретили свою судьбу. Преклонение перед памятью Николая оба пронесут через всю свою жизнь и своего старшего сына назовут его именем.
Александр III был хорошо образованным, трудолюбивым, интеллигентным. Большой рост и богатырское здоровье позволяли ему ломать подковы. Его любимым кушаньем была гурьевская каша, любимым занятием - рыбалка. "Европа может подождать, пока русский император удит рыбу", - сказал он однажды, желая подчеркнуть вес и значимость России в мировой политике.
1 марта 1881 г. он вступил на престол. Ему досталось тяжёлое наследство. После всеобъемлющих реформ 60-70-х гг. и русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. финансы страны были расстроены, экономическое развитие замедлилось, в сельском хозяйстве наблюдался застой. Крестьянство повсеместно проявляло недовольство проведённой реформой, в обществе росла напряжённость, постоянно происходили убийства и покушения на жизнь государственных деятелей.
Но Александр III дела правления сразу взял в свою твёрдую руку.
2 марта 1881 г. он присягнул Государственному совету и заявил, что в политике будет следовать заветам отца. В 1881 г. ещё при Александре II министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов разработал проект введения представителей земских и городских учреждений в состав правительственных комиссий по разработке законопроектов. Этот проект сразу же при дворе стали называть "конституцией". Утром в день своей гибели Александр II в общем одобрил этот проект, и на 4 марта было назначено обсуждение этого проекта на заседании Совета министров. Из-за убийства императора заседание Совета министров было перенесено на 8 марта. Сразу же после гибели отца Александр III сказал М.Т. Лорис-Меликову: "Не изменяйте ничего в повелениях отца. Они будут его завещанием". Но 6 марта император получил письмо от обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, в котором тот призывал отказаться от либерального курса Александра II. "Это будет погибель и России, и ваша", - убеждал К.П. Победоносцев. Обер-прокурор Синода к этому времени стал главным советчиком Александра III. Его мнением царь дорожил.
8 марта 1881 г. состоялось заседание Совета министров под председательством Александра III, на котором обсуждался вопрос о дальнейшем направлении внутренней политики. М.Т. Лорис-Меликов настаивал на утверждении своего проекта. Его поддержали военный министр Д.А. Милютин и министр финансов А.А. Абаза. Их главным противником стал К.П. Победоносцев. Он призывал отказаться от политики либеральных реформ, утверждая, что Россия погибнет, как когда-то погибла великая Польша. Спасёт Россию только неограниченное самодержавие. Реформы и уступки только расшатывают государство. Проект министра внутренних дел - это попытка "устроить всероссийскую верховную говорильню". Депутаты не будут выражать мнение страны. Нужно не реформы проводить, а каяться, так как ещё не погребено тело либерально настроенного государя.
Речь обер-прокурора произвела сильное впечатление на присутствующих. Александр III начал колебаться. Проект М.Т. Лорис-Меликова был передан на рассмотрение в Особую комиссию, но та так ни разу и не собралась. Александр III колебался около месяца, затем встал на сторону К.П. Победоносцева. Все видные террористы "Народной воли", участвовавшие в убийстве Александра II, были арестованы. А затем по приговору суда в апреле 1881 г. повешены.
29 апреля 1881 г. Александр III выступил с манифестом "О незыблемости самодержавия", подготовленным К.П. Победоносцевым. (См. Дополнительный хрестоматийный материал) В манифесте говорилось о приверженности нового императора принципам неограниченного самодержавия, и были сформулированы основные принципы внутренней и внешней политики правительства. В области внутренней политики основным лозунгом стал "Россия для русских", во внешней политике император руководствовался принципом поддержания мира со всеми государствами.
На следующий день либерально настроенные М.Т. Лорис-Меликов, А.А. Абаза, Д.А. Милютин подали царю прошение об отставке. Отставка была принята. Вскоре царским манифестом был обновлён состав правительственных чиновников. В правительство пришли консервативно настроенные Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, Г.С. Строганов и другие. Первоочередные меры правительства были направлены на предотвращение революции.
Министром внутренних дел был назначен Н.П. Игнатьев, бывший до этого послом в Турции. Новый министр пытался сочетать полицейско-административные меры по искоренению "крамолы" с либеральным курсом М.Т. Лорис-Меликова. 14 августа 1881 г. им было издано "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". Первоначально положение распространялось на территории 10 губерний полностью и 2 частично. Согласно этому постановлению любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении. Губернаторы получали право арестовывать в административном порядке на срок до 3 мес., штрафовать на сумму от 500 до 5000 руб., передавать дело на рассмотрение военного суда, конфисковать имущество. Была активизирована деятельность цензуры. Местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. В 1882 г. была создана межведомственная комиссия для выработки мер по усилению надзора за молодёжью. Вместе с тем были предприняты меры по улучшению экономического положения крестьян. В 1881 г. Н.П. Игнатьев поручил своему помощнику М.С. Каханову разработать реформу местного управления, направленную на расширение полномочий местных органов управления. Важным шагом в политическом преобразовании России Н.П. Игнатьев считал созыв совещательного Земского собора как исторически присущую России форму взаимодействия императора с народом. Втайне от К.П. Победоносцева Н.П. Игнатьев разработал проект созыва Земского собора и представил его императору. 27 мая 1882 г. Земский собор должен был открыться к коронации Александра III и продемонстрировать единение народа с императором. Однако проект Н.П. Игнатьева получил резкую оценку К.П. Победоносцева, а сам Н.П. Игнатьев 30 мая 1882 г. получил отставку.
После этого внутренняя политика Александра III всё чётче становилась консервативно-охранительной. В 80-е - начале 90-х гг. в области просвещения, печати, местного управления, суда и в конфессиональной политике последовал ряд законодательных актов, которые ранее в научно - исследовательской и учебной литературе определяли не совсем удачно как "контрреформы". На самом деле, правительство предприняло ряд мер, направленных на ограничение характера и действия реформ 60-х - 70-х гг. Происходила корректировка либерального курса Александра II с учётом российских реалий.

Политика в области цензуры. После отставки Н.П. Игнатьева министром внутренних дел стал Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. 27 августа 1882 г. были утверждены новые "Временные правила о печати". Правительство создавало Особое совещание четырёх министров - внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода, которое устанавливало строгий административный надзор над газетами и журналами. Отныне редакторы по требованию министра внутренних дел должны были сообщать имена авторов статей, печатающихся под псевдонимами. Любой печатный орган после трёхкратного предупреждения мог быть закрыт решением Особого совещания. В 1883 - 1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либерально настроенные печатные издания. В частности, были закрыты "Отечественные записки" М.Е. Салтыкова - Щедрина. Журнал "Дело" Н.В. Шелгунова, газеты "Голос", "Московский телеграф", "Земство", "Страна" сами прекратили свои издания. Правительство оказывало поддержку и субсидировало "правые" издания, в частности, газеты "Московские ведомости" М.Н. Каткова, "Гражданин" В.П. Мещерского.

Политика правительства в области просвещения. В 1884 г. был отменён либеральный университетский устав, допускавший выборность ректоров, деканов, профессоров и предоставлявший университетам автономию. Было введено назначение ректоров и профессоров министром просвещения. При назначении на должность большее внимание уделялось политической благонадёжности претендентов. Был организован надзор за поведением студентов, вновь вводилась форменная одежда. Для поступления в университет требовалась характеристика школы, а также свидетельство полиции о благонадёжности поступающего в университет. Плата за обучение в университетах повысилась с 10 руб. до 50 руб. в год. В случае неповиновения студента исключали из университета, и он оказывался по закону о всеобщей воинской повинности в армии в качестве рядового. Из университетов был уволен целый ряд профессоров, пропагандировавших революционные идеи: юрист С.А. Муромцев, социолог М.М. Ковалевский, филолог Ф.Г. Мищенко, историк В.И. Семевский и др. В 1882 - 1883 гг. практически ликвидировалось высшее женское образование: были закрыты высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве, Казани. Деятельность возобновили только в 1889 г. Бестужевские женские курсы в Петербурге. Церковноприходские школы были переданы в ведение Синода. В 1887 г. был издан циркуляр, получивший название указа "о кухаркиных детях". В циркуляре предписывалось не принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат". Резко повышалась плата за обучение в гимназиях. Реальные училища были преобразованы в технические школы, окончание которых не давало право поступления в университет.

Введение института земских начальников. Правительство предприняло меры к укреплению государственной власти на местах. В 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках", по которому в 40 губерниях России создавалось 2200 земских участков во главе с земскими начальниками. Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян - землевладельцев. Земский начальник наделялся самыми широкими правами и полностью контролировал жизнь вверенной ему деревни. Он мог отменить любое решение схода, получал право суда над крестьянами, по своему усмотрению мог подвергать крестьянина телесным наказаниям, арестовывать без всякого суда сроком до 3 дней и штрафовать его на сумму до 6 руб., давал разрешение на раздел семьи, на передел земли. Земский начальник также назначал членов волостного суда из предложенных крестьянами кандидатур, мог отменить любое решение волостного суда, а самих судей арестовывать, подвергать телесным наказаниям, штрафовать. Постановления и решения земских начальников считались окончательными и не подлежали обжалованию. Должность земских начальников вводилась с целью приблизить к народу правительственную власть.

Изменения в области местного управления и суда. В земских и городских органах местного самоуправления, созданных в результате реформ Александра II, вскоре - на рубеже 70-х - 80-х гг.- возобладали либеральные настроения. Земства в основном встали в оппозицию к правительству. Всё чаще земские деятели выступали с конституционными притязаниями. Правительство стало предпринимать меры к ограничению действия городской и земской реформ Александра II.
Правительство попыталось усилить роль дворянства в земствах и ограничить в них представительство недворянских элементов, ограничить компетенцию земств и поставить земства под жёсткий контроль правительства. В 1890 г. было утверждено новое "Положение о губернских и земских учреждениях". Оно сохраняло принцип сословности и выборности земств. Землевладельческая курия , по которой ранее баллотировались все землевладельцы, теперь становилась только курией дворян - землевладельцев. Для дворян снижался избирательный ценз вдвое, число гласных землевладельческой курии ещё более увеличивалось, соответственно число гласных по другим куриям - городской и сельской - уменьшалось. Крестьяне фактически лишались земского представительства. Теперь они могли выбирать только кандидатов в земские гласные, список же этот рассматривал уездный съезд земских начальников. По утверждению этого съезда губернатор утверждал гласных. Резко повышался избирательный ценз для городской курии, вследствие этого более половины городских жителей лишались права участвовать в выборах в земства. Вместе с тем правительство пошло на ограничение прав земств. Теперь деятельность земств была поставлена под жёсткий контроль местной администрации. Отныне губернатор мог отменить любое постановление земства и внести на рассмотрение земства любой вопрос, исходя из принципа целесообразности.
В 1892 г. было издано новое "Городовое положение", по которому ограничивались избирательные права городского населения. Был значительно повышен избирательный ценз, вследствие чего избирательных прав были лишены мелкая буржуазия, мелкие торговцы, приказчики и т.д. В результате резко сократилось число избирателей в городские думы. Например, в Петербурге число избирателей сократилось с 21 тыс. до 6 тыс., в Москве с 23 до 7 тыс. В других городах число избирателей сократилось в 5 - 10 раз. Городские думы также были поставлены под контроль местного губернатора. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться государственными чиновниками.
Частичным изменениям подверглось и судопроизводство. Уже в 1881 г. существенно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам, прекратились публикации отчётов о политических процессах. В 1887 г. был издан указ, согласно которому министру юстиции предоставлялось право запрещать публичное рассмотрение в суде любого дела. В 1889 г. был издан указ, по которому ограничивалась роль присяжных заседателей. Из их юрисдикции был изъят ряд дел, повышался ценз для присяжных.

Национальный вопрос. Национальная политика правительства была направлена на укрепление официального православия, на русификацию окраин и на стеснение в правах некоторых национальностей. Появился лозунг "Россия для русских и православных". На территории России началось усиленное строительство православных храмов. За 11 лет правления Александра III было построено 5000 церквей, наиболее известные из них - Храм Воскресения Христова на месте гибели Александра II, храм Святого Равноапостольного князя Владимира в Киеве. В правление Александра III было закончено строительство Храма Христа Спасителя в память об избавлении России от наполеоновского нашествия. В религиозной политике правительство стало преследовать последователей христианских неправославных сект, старообрядцев, католиков. Бурятам и калмыкам было запрещено строительство буддистских храмов. На востоке империи правительство всячески поощряло переход местного населения в православие.
Существенно были стеснены в правах евреи и поляки - католики. Ещё в XVIII в. для евреев была введена "черта оседлости" , в пределах которой им разрешено было проживание. Черта оседлости включала Польшу, Литву, Белоруссию, Правобережную Украину, Бессарабию, Черниговскую и Полтавскую области. Это ограничение не распространялось на евреев-купцов 1 гильдии, лиц с высшим образованием, ремесленников и солдат. В 1882 г. были изданы "Временные правила", согласно которым евреи были лишены права селиться вне городов и местечек, определённых "чертой оседлости", им также запрещалось приобретение и аренда недвижимого имущества. В 1887 г. для евреев была определена процентная норма при приёме в высшие учебные заведения - 3% в столицах, 5% - вне черты оседлости. С 1889 г. был приостановлен приём евреев на должности присяжных поверенных (адвокатов).
Правительство проводило активную политику по "обрусению" Польши. На все важные посты в Польше назначались русские, русский язык усиленно насаждался в школе и в делопроизводстве польских административных учреждений. Был предпринят ряд мер по дальнейшему интегрированию польской экономики в экономику России. Так, в 1885 г. Польский банк был преобразован в Варшавскую контору Петербургского банка. Польская монета прекратила своё хождение. В Западном крае стала проводиться поддержка русских землевладельцев. Дворянский земельный банк в Западном крае предоставлял кредиты только русским землевладельцам.
Русификация проводилась на территориях, где проживало родственное русским население. Так, на Украине в 1881 г. было подтверждено ограничение 1875 г., запрещавшее на Украине издание книг на украинском языке. В результате центр украинофильского движения переместился в Галицию, входившую в состав Австро-Венгрии. Это привело к усилению на Украине антирусских настроений.
В Прибалтике правительство вело "борьбу с германизацией". Три прибалтийские губернии - Эстляндия, Лифляндия, Курляндия - жили обособленной от остальной территории империи жизнью. Земля здесь в основном принадлежала "остзейским немцам" - потомкам знатных немецких и шведско-датских родов. Они занимали все важные посты в местной администрации, немецкий язык господствовал в учебных заведениях, судах. Православные платили сборы в пользу лютеранских церквей и лютеранского духовенства. Исторически в Прибалтике сложилось противостояние между "остзейскими немцами" и остальным латышским и эстонским населением. От этого "немецкого" засилья страдало не только русское, но и местное население. Правительство стало переводить учебные заведения, судебную систему, местные органы управления на русский язык. В 1887 г. было введено преподавание на русском языке во всех высших учебных заведениях. Это встречало одобрение местного населения.
В то же время автономия Финляндии была существенно расширена. Великое княжество Финляндское вошло в состав Российской империи в 1809 г. По традиции оно обладало самой широкой автономией: имело свой сейм, свои войска, свою денежную систему. Финский сейм при Александре III получил право законодательной инициативы, которого он добивался два десятка лет. Государственным языком, по-прежнему, оставался шведский язык, хотя на нём говорило только 5% населения, и финский. С 1890 г. правительство стало предпринимать меры для более тесного единения Финляндии с Россией. В 1890 г. был издан манифест, согласно которому российская монета вводилась на почтах и железных дорогах. При Николае II финляндское войско было упразднено.

Экономическая политика правительства. В 80-е гг. XIX вв. России начался спад экономического роста. Поэтому с самого начала правления Александр III поставил перед правительством задачу - вывести российскую экономику из кризисного состояния.
Для стимулирования экономического роста решено было привлечь научные силы страны. На ключевые должности в правительстве были назначены выдающие финансисты, экономисты, юристы, историки, правоведы, математики, статисты.

Финансы. В мае 1881 г. на пост министра финансов был назначен выдающийся учёный-экономист, ректор Киевского университета Н.Х. Бунге . Финансы страны находились в расстроенном состоянии. На 1 января 1881 г. государственный долг составлял 6 млрд. руб. Н.Х. Бунге решил оздоровить финансы страны путём реформирования системы сбора налогов. В 1887 г. в России была отменена подушная подать (прямой налог). Вместо неё в 1881 - 1886 гг. вводятся косвенные налоги: акцизные сборы на водку, сахар, табак, нефть. Были увеличены поземельный налог, с недвижимости в городах, с золотодобывающей промышленности, раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий, с доходов от денежных капиталов, были введены налоги на наследство и на заграничные паспорта. С 1882 по 1885 гг. на 30% были увеличены таможенные пошлины. Это автоматически уменьшало импорт товаров в Россию, но увеличивало ввоз капиталов. Правительство отказалось от прямого финансирования большинства предприятий, число опекаемых предприятий резко сократилось. Правительство продолжало поддерживать стратегически важные производства - горные и оружейные заводы, паровозостроение. Правительство усиливало государственный контроль над оборотами железных дорог для прекращения крупных спекуляций, выкупало наименее доходные частные железные дороги. По инициативе Н.Х. Бунге начал издаваться "Вестник финансов, промышленности и торговли", где впервые начались публикации государственного бюджета. Н.Х. Бунге выступал против льгот поместному дворянству, был сторонником частного капитала, выступал за сокращение вооружённых сил. Его деятельность на посту министра финансов встречала противодействие К.П. Победоносцева, подвергалась резкой критике на страницах консервативных изданий - "Московских ведомостей" и "Гражданина". Меры Н.Х. Бунге не ликвидировали дефицит государственного бюджета и инфляцию.1 января 1887 г. Н.Х. Бунге был уволен.
Министром финансов стал крупнейший учёный - математик, предприниматель И.А. Вышнеградский. Он энергично принялся ликвидировать дефицит бюджета, но идя на жёсткие меры по отношению к народным массам. Были резко увеличены прямые налоги: государственный поземельный, с городских недвижимых имуществ, торговые и промысловые. Также резко были повышены косвенные налоги на предметы первой необходимости: на спички и осветительные масла, питейный акциз. Усилилось протекционистское направление таможенной политики: в 1891 г. был издан новый таможенный тариф, который был больше прежнего уже на 1/3. Был значительно увеличен экспорт хлеба и других продовольственных товаров. Правительство установило ещё более жесткий контроль над деятельностью частных железнодорожных компаний. Ещё активнее государство скупало частные железные дороги. К 1894 г. государству уже принадлежало 52% всех железных дорог. Благодаря этим мерам, железные дороги страны стали представлять собой единый организм. И.А. Вышнеградскому удалось увеличить доходную часть бюджета с 958 млн. до 1167 млн. руб. Дефицит бюджета был ликвидирован, доходы даже несколько превысили расходы. И.А. Вышнеградский создал золотой запас свыше 500 млн. руб., начал подготовку винной и табачной монополий. На посту министра финансов своё личное состояние удвоил и довёл до 25 млн. руб. В 1892 г. министром финансов был назначен С.Ю. Витте .

Развитие российской промышленности. Правительство предприняло важные меры для привлечения отечественного капитала в промышленность. В 90-е гг. начинается заметное оживление всех отраслей экономики, особенно металлургической, машиностроительной, химической, текстильной, пищевой. Бурно развивались отрасли промышленности, связанные с новыми видами топлива - углём и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было 2 металлургических завода, в 1887 г. их стало уже 17. Бурный рост переживала нефтяная промышленность на Кавказе. В 1900 г. Россия занимала первое место в мире по нефтедобыче - 600 млн. пудов. Здесь успешно внедрялись новые способы добычи, хранения, переработки нефти и нефтепродуктов, пользующихся всё большим спросом во всём мире. В Закавказье успешно развивалась и горная промышленность. На предприятиях, созданных в 90-е гг., внедрялись формы крупного производства, передовая техника, новейшие технологии.
В правление Александра III уделялось большое внимание развитию транспорта, особенно железнодорожного. С 1880 по 1888 гг. была сооружена Закаспийская железная дорога , связавшая Среднюю Азию с берегом Каспийского моря. В 1891 г. началось строительство Сибирской железной дороги , связавшей центр России с Дальним Востоком. Закладку Уссурийского участка этого пути в 1891 г. во Владивостоке совершил наследник престола Николай Александрович. В 90-е гг. была введена в строй Закавказская железная дорога , связавшая Баку, Тифлис, Эривань c городами Центральной России. Если в 60-е гг. XIX в. протяжённость железных дорог в России составляла 2 тыс. вёрст, то к концу XIX в. - 53 тыс. вёрст.
Новым вопросом в экономической политике становится рабочий вопрос. В правление Александра III было положено начало рабочему законодательству. Так, рабочий день малолетних детей от 12 до 15 лет ограничивался 8 часами, труд детей до 12 лет вообще запрещался. Был принят закон о штрафах, о фабричной инспекции. Штрафы регламентировались и не могли превышать 1/3 зарплаты, причём штрафные деньги должны были расходоваться на нужды рабочих. Российское рабочее законодательство вскоре опередило западноевропейское.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство продолжало оставаться отсталой отраслью экономики. Эволюция капиталистических отношений в сельском хозяйстве происходила очень медленно.
После реформы 1861 г. положение многих помещичьих хозяйств ухудшилось. Часть помещиков не смогла приспособиться к новым условиям и разорилась. Другая - вела хозяйство по-старинке. Правительство было обеспокоено этим положением и стало предпринимать меры для поддержания помещичьих хозяйств. В 1885 г. был создан Дворянский банк. Он выдавал помещикам ссуду на срок от 11 до 66,5 лет из расчёта 4,5% годовых. В целях обеспечения помещичьих хозяйств рабочей силой в 1886 г. были установлены строгие наказания за уход батраков от помещика раньше намеченного срока.
Ухудшалось положение значительного числа крестьянских хозяйств. До реформы крестьяне были на попечении помещика, после реформы оказались предоставленными сами себе. У основной массы крестьянства не было ни денег на приобретение земли, ни агрономических знаний для развития своих хозяйств. Задолженности крестьян по выкупным платежам росли. Крестьяне разорялись, продавали землю и уходили в города.
Правительство предпринимало меры к снижению налогообложения крестьянства. В 1881 г. были понижены выкупные платежи за землю и прощены крестьянам накопившиеся по выкупным платежам недоимки. В этом же году все временнообязанные крестьяне переводились на обязательный выкуп. В деревне главной проблемой для правительства всё более становилась крестьянская община. Она сдерживала развитие капитализма в сельском хозяйстве. В правительстве были как сторонники, так и противники дальнейшего сохранения общины. В 1893 г. был принят закон о пресечении постоянных переделов земли в общинах, так как это вело к росту напряжённости в деревне. В 1882 г. был создан Крестьянский банк. Он предоставлял крестьянам на выгодных условиях кредиты и ссуды для совершения операций с землёй.

  • Благодаря этим и другим мерам в сельском хозяйстве появились новые черты. В 80-е гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным регионам:
    • хозяйства в польских и прибалтийских губерниях перешли на производство технических культур и производство молока;
    • центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Поволжье;
    • животноводство получило развитие в Тульской, Рязанской, Орловской и Нижегородской губерниях.

В стране преобладало зерновое хозяйство. С 1861 по 1891 гг. посевные площади увеличились на 25%. Но сельское хозяйство развивалось в основном экстенсивными методами - за счёт распашки новых земель. Урожайность повышалась очень медленно, подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми методами, не применяя передовых технологий: улучшенные сорта, удобрения, современную технику. Стихийные бедствия - засуха, продолжительные дожди, заморозки - продолжали приводить к страшным последствиям. Так, вследствие голода 1891 - 1892 гг. умерло свыше 600 тыс. чел.

Развитие науки. В правление Александра III наблюдается дальнейшее развитие российской науки. Личная заслуга императора была в этом весьма значительна. Активно развивалось краеведение. В естественных, технических, математических науках формируются оригинальные школы. Мировую известность получает геолого-географическая, минералогическая, почвоведческая школа В.В. Докучаева. В 1882 г. Александр III издал указ об открытии в Сибири первого университета в г. Томске. Никто из русских правителей не придавал столько значения развитию исторической науки, сколько Александр III. Он был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем. Император был знатоком русской археологии. Он поощрял издание Русского Биографического Словаря, труды по изучению памятников отечественной истории, научные изыскания отдельных исследователей.

Внешняя политика. Главой министерства иностранных дел стал Н.К. Гирс . Во главе многих подразделений министерства и в русских посольствах ведущих стран мира оставались опытные дипломаты горчаковской школы.

  • Основные направления внешней политики Александра III:
    • укрепление влияния на Балканах;
    • поиск союзников;
    • установление границ на юге Средней Азии;
    • закрепление России на новых территориях Дальнего Востока.

1. Политика России на Балканах. После Берлинского конгресса на Балканах значительно укрепила своё влияние Австро-Венгрия. Оккупировав Боснию и Герцоговину, она стала стремиться распространить своё влияние и на другие балканские страны. Австро-Венгрию в её устремлениях поддерживала Германия. Австро-Венгрия стала пытаться ослабить влияние России на Балканах. Центром борьбы Австро-Венгрии и России стала Болгария.
В результате русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. после пятивекового турецкого ига Болгария в 1879 г. обрела свою государственность. В Петербурге для Болгарии была разработана конституция. В духе времени Болгария стала конституционной монархией. По конституции власть правителя Болгарии несколько ограничивалась, зато более широкими полномочиями наделялся глава правительства. Но болгарский престол был вакантным. По Берлинскому договору 1878 г. претендент на болгарский престол должен был получить одобрение русского царя. По рекомендации Александра II князем Болгарии в 1879 г. стал 22 - летний гессенский принц А. Баттенберг, племянник императрицы Марии Александровны. Россия рассчитывала, что Болгария станет её союзницей. Вначале болгарский князь проводил дружественную России политику. Во главе болгарского правительства он поставил Л.Н. Соболева, на все важные министерские посты назначил русских военных. Русские офицеры и генералы стали активно создавать болгарскую армию. Затем болгарский князь попал под австрийское влияние. В мае 1881 г. А. Баттенберг совершил государственный переворот: отменил конституцию и сделался неограниченным правителем. Болгарский князь не считался с русофильскими настроениями народных масс Болгарии и стал проводить проавстрийскую политику. Чтобы удержать Болгарию под своим влиянием, Александр III принудил А. Баттенберга восстановить конституцию. А. Баттенберг после этого сделался непримиримым врагом России.
Австро-Венгрия не оставила намерений вывести Болгарию из-под влияния России и стала подстрекать сербского короля Милана Обреновича начать войну против Болгарии. В 1885 г. Сербия объявила Болгарии войну, но болгарская армия разбила сербов и вступила на территорию Сербии.
К этому времени в Восточной Румелии (Южная Болгария в составе Турции) вспыхнуло восстание против турецкого владычества. Турецкие чиновники были изгнаны из Восточной Румелии. Было объявлено о присоединении Восточной Румелии к Болгарии.
Объединение Болгарии вызвало острый балканский кризис . Война между Болгарией и Турцией с вовлечением в неё России и других стран могла вспыхнуть в любой момент. Александр III был разгневан. Объединение Болгарии произошло без ведома России, это вело к осложнению отношений России с Турцией и Австро-Венгрией. Россия понесла тяжелейшие людские потери в русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. и к новой войне была не готова. И Александр III впервые отступил от традиций солидарности с балканскими народами: он выступил за неукоснительное соблюдение статей Берлинского договора. Александр III предложил Болгарии самой решать свои внешнеполитические проблемы, отозвал русских офицеров и генералов, не стал вмешиваться в болгаро-турецкие дела. Тем не менее русский посол в Турции объявил султану, что Россия не допустит турецкого вторжения в Восточную Румелию.
На Балканах Россия из противницы Турции превратилась в её фактическую союзницу. Позиции России были подорваны в Болгарии, а также в Сербии и Румынии. В 1886 г. дипломатические отношения между Россией и Болгарией были разорваны. Александр Баттенберг был вынужден отречься от престола. В 1887 г. новым болгарским князем стал Фердинанд I, принц Кобургский, состоявший до этого офицером на австрийской службе. Новый болгарский князь понимал, что он правитель православной страны. Он старался считаться с глубокими русофильскими настроениями широких народных масс и даже в крёстные отцы своему наследнику сыну Борису в 1894 г. избрал русского царя Николая II. Но бывший офицер австрийской армии так и не смог преодолеть по отношению к России "чувство непреодолимой антипатии и известного страха". Отношения России с Болгарией оставались натянутыми.
2. Поиски союзников. В 80-е гг. осложняются отношения России с Англией. Столкновение интересов двух европейских государств происходит на Балканах, в Турции, Средней Азии. В то же время осложняются отношения Германии и Франции. Оба государства находились на грани войны друг с другом. В этой ситуации и Германия, и Франция стали искать союза с Россией на случай войны друг с другом. В 1881 г. германский канцлер О. Бисмарк предложил России и Австро-Венгрии возобновить на шесть лет действие "Союза трёх императоров". Суть этого союза заключалась в том, что три государства обязались соблюдать решения Берлинского конгресса, не изменять без согласия друг друга положение на Балканах и соблюдать нейтралитет по отношению друг к другу на случай войны. Следует отметить, что эффективность этого союза для России была незначительной. В то же время О. Бисмарк втайне от России в 1882 г. заключил Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) против России и Франции, который предусматривал оказание странами-участницами военной помощи друг другу на случай военных действий с Россией или Францией. Заключение Тройственного союза не осталось тайной для Александра III. Русский царь стал искать других союзников.
В 1887 г. отношения между Германией и Францией обострились до предела. Но Александр III не поддержал агрессивные устремления Германии в отношении Франции. Используя родственные связи, он напрямую обратился к германскому императору Вильгельму I и удержал его от нападения на Францию. Но война Германии с Францией с целью полного разгрома последней была в планах канцлера О. Бисмарка. Из-за русских сорвались его планы. Тогда О. Бисмарк решил наказать Россию и предпринял против неё меры экономического характера. Ухудшение отношений нашло отражение в "таможенной войне". В 1887 г. Германия не предоставила России займа и повысила пошлины на русский хлеб, в то же время она создала благоприятные условия для ввоза в Германию американского зерна. В России были повышены пошлины на ввозимые немецкие товары: железо, уголь, аммиак, сталь.
В этой ситуации началось сближение России и Франции, что было для Франции единственным путём избежать войны с Германией. В 1887 г. французское правительство предоставило России крупные кредиты. Летом 1891 г. французская эскадра прибыла в Кронштадт с "визитом дружбы". Французских моряков встречал сам Александр III. В 1893 г. в Тулоне французы принимали русских моряков. В 1891 г. были согласованы действия России и Франции на случай военной угрозы для одной из сторон, а через год была подписана секретная военная конвенция. Русско-французский союз стал противовесом Тройственному союзу, заключённому Германией, Австро-Венгрией и Италией.

Среднеазиатская политика. В Средней Азии после присоединения Казахстана, Кокандского ханства, Бухарского эмирата, Хивинского ханства продолжалось присоединение туркменских племён. В правление Александра III территория Российской империи увеличилась на 430 тыс. кв. км. На этом расширение границ Российской империи закончилось. России удалось избежать военного столкновения с Англией. В 1885 г. было подписано соглашение о создании русско-английских военных комиссий для определения окончательных границ России и Афганистана.

Дальневосточное направление. В конце XIX в. на Дальнем Востоке быстро усиливалась экспансия Японии. Япония до 60-х гг. XIX в. была феодальной страной, но в 1867 - 1868 гг. там произошла буржуазная революция, и японская экономика стала динамично развиваться. С помощью Германии Япония создала современную армию, при помощи Англии и США активно строила свой флот. В то же время Япония проводила на Дальнем Востоке агрессивную политику. В 1876 г. японцы приступили к захватам в Корее. В 1894 г. между Японией и Китаем началась война из-за Кореи, в которой Китай потерпел поражение. Корея становилась зависимой от Японии, к Японии отходил Ляодунский полуостров. Затем Япония захватила Тайвань (китайский остров) и острова Пэнхуледао. Китай выплачивал огромную контрибуцию, японцы получили право свободного плавания по главной китайской реке Янцзы. Но Россия, Германия и Франция заявили официальный протест и заставили Японию отказаться от Ляодунского полуострова. По соглашению с Россией Япония получала право держать войска в Корее. Соперницей Японии на Дальнем Востоке становилась Россия. Война России с Японией становилась неизбежной. Из-за отсутствия дорог, слабости военных сил на Дальнем Востоке Россия была не готова к военным столкновениям и старалась их избегать.
В 80-90-е гг.XIX, несмотря на ослабление влияния на Балканах, России удавалось сохранять статус великой державы. В царствование Александра III Россия не вела ни одной войны. За поддержание европейского мира Александр III получил название Миротворца .

Преемники Александра II

§ 171. Император Александр III Александрович (1881–1894)

Портрет императора Александра III

В частностях надлежит отметить следующие важные мероприятия времени императора Александра III.

1. В отношении сословий был проведен ряд мер, имевших целью упорядочить их расстроенное положение. Дворянство переживало после крестьянской реформы тяжелый экономический кризис. Его хозяйство пришло в расстройство с потерей дарового крестьянского труда. Земли уходили из рук дворян со значительной быстротою, а вместе с тем, с продажею усадеб, и сами дворяне покидали уезды. Правительство рядом мер стремилось всячески поддержать упадавший класс. Дворянам было предоставлено преобладание в земствах (путем соответственного изменения в порядке земских выборов). Была в уездах учреждена должность «земских участковых начальников». Они заменили собою мировых судей и в то же время получили большую административную власть над крестьянскими обществами. Предоставленная по закону местным дворянам, должность земского начальника должна была, конечно, поднять значение дворянства в уездах. В то же время правительство пришло на помощь и материальным нуждам дворянского сословия. Был учрежден «дворянский земельный банк» для выдачи дворянам ссуд под залог их земель на очень льготных условиях.

Одновременно правительство делало попытки и к улучшению материального быта крестьян . Во многих местах крестьянские наделы оказались недостаточными для того, чтобы обеспечивать возросшее крестьянское население. Появилась острая нужда в земле. Ввиду этого для крестьян был учрежден «крестьянский земельный банк», выдававший ссуды крестьянам для приобретения земель покупкою. Другим средством для борьбы с малоземельем явилось крестьянское переселение на свободные земли в Сибири и Средней Азии. Правительство пыталось упорядочить переселенческое движение и направлять его; оно приходило на помощь переселенцам, указывая им земельные участки и облегчая им трудности далекого пути. Малоземелье гнало крестьян из деревень в города и на фабрики. Рост фабричного производства в России во второй половине XIX в. повел к тому, что в городах и фабричных центрах образовался многолюдный рабочий класс , оторванный от земли и не обеспеченный ничем, кроме фабричного труда. Отношения между фабрикантами и рабочими иногда обострялись, вели к столкновениям и стачкам. Власть была поставлена в необходимость регулировать эти отношения законом. При императоре Александре III не только началось фабричное законодательство, но и была учреждена должность фабричных инспекторов для наблюдения за фабричными порядками с целью ввести дисциплину среди рабочих и охранить их законные интересы от эксплуатации хозяев.

Прием волостных старшин Александром III. Картина И. Репина, 1885-1886

2. В отношении финансов и государственного хозяйства при императоре Александре III были приняты важные меры. Финансовое положение России после войны 1877–1878 гг., вследствие различных причин (§163), было неудовлетворительно. Курс кредитных билетов был низок (доходил до 60 коп. за рубль и даже менее) и постоянно колебался. Каждый год в бюджете бывали дефициты. Император Александр III прибег к чрезвычайной бережливости и усвоил систему покровительственных пошлин, высоко облагая привозные товары и поощряя русское производство. Министры финансов (Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте) один за другим последовательно проводили эту финансовую политику и не только достигли прекращения дефицитов, но успели, сверх того, образовать значительный запас золотой наличности. С ее помощью была подготовлена реформа денежного обращения, произведенная уже при императоре Николае II . В видах экономического подъема восточных окраин и более тесной связи их с государственным центром была предпринята постройка великой Сибирской железной дороги, соединившей Европейскую Россию с Тихим океаном, и Закаспийских железных дорог, соединивших Среднюю Азию с Россией.

Николай Христофорович Бунге, министр финансов эпохи правления Александра III. Портрет работы И. Тюрина, 1887

3. Внешняя политика императора Александра III отличалась определенностью и устойчивостью. Строго охраняя национальные русские интересы, он решительно уклонялся от вмешательства в Европейские дела и всегда обнаруживал неизменное миролюбие. При первых проявлениях со стороны южных славян недовольства русским протекторатом император Александр III отступился от него и предоставил Болгарию и Сербию их собственным силам. Он не поддерживал старых связей и с прусскими Гогенцоллернами, будучи очень недоволен германской политикой на Берлинском конгрессе (§169). Основанный в те годы под гегемонией Германии «тройственный союз» ее с Австрией и Италией император Александр III считал угрозой европейскому миру и интересам России и Франции. Поэтому он сблизился именно с Францией и вошел с ней в оборонительный союз, восстановивший политическое равновесие в Европе и надолго ставший оплотом европейского мира. Постоянство русского государя в поддержании общего мира и искренность его миролюбия дали ему наименование «миротворца». Во все царствование Александра III Россия имела лишь одно мелкое вооруженное столкновение с афганцами (1885) на р. Кушк по случаю присоединения к России Мервского оазиса и оазиса Пенде. Поражение афганского отряда генералом Комаровым не вызвало никаких дальнейших осложнений ни с Афганистаном, ни с покровительницей его Англией, и спорные земли остались за Россией.

4. Будучи представителем строго-национальной политики внешней, император Александр и внутри своего государства являлся носителем русской национальной идеи . Он стремился к тесному объединению инородческих окраин с государственным центром и к возможному обрусению инородцев. Объединительная политика особенно сильно коснулась Остзейского края. Там вместо старых немецких форм управления и самоуправления были введены общегосударственные учреждения с русским языком; а немецкий университет в г. Юрьеве (носившем до 1893 г. название Дерпта) был преобразован в русский. В польских губерниях также делались шаги к усилению русского влияния. В отношении же Финляндии были приняты решительные меры. В царствование императора Александра II финляндцам удалось достигнуть таких форм самоуправления, которые обращали Финляндию из автономной русской провинции как бы в особую страну. Финляндскому населению было разрешено иметь свою монету (марки и пенни), свою почту, свою таможенную систему, свои железные дороги, даже свое войско. Нет сомнения, что все эти признаки внутренней самостоятельности и обособленности должны были воспитать в финляндцах взгляд на свою родину как на особое государство, находящееся лишь в унии с Россией. Ко времени императора Александра III этот взгляд повел уже ко многим неудобствам и недоразумениям между правительством и финляндскими сеймом и сенатом. Не сочувствуя финляндскому обособлению, государь объявил (1890), что великое княжество Финляндское состоит «в собственности и державном обладании империи Российской» и что надлежит возвратить его в более тесное единение с прочими частями Русского государства. Сообразно с этим принципом был усилен правительственный контроль за финляндским управлением и намечены, а частью и осуществлены, меры к ограничению финляндской автономии.

Период правления Александра 3 отмечен серией реакционных преобразований (контрреформ), направленных на пересмотр сложившейся системы.

Реакционная концепция контрреформ состояла из традиционных догм: божественного происхождения самодержавия, полная централизация власти, осуждение городского и земского самоуправления.

Аграрная политика. Характеризуется усилением административного произвола. 1891-1892 - деревню постиг голод, чиновники старательно скрывали его масштабы и тем самым усугубляли положение. Все старания государства были направлены на сохранение патриархальности. Одним из центральных вопросов был вопрос о крестьянской общине. Ее основу составляла общинная собственность на землю. 1893 г. - правительство приняло закон об ограничении прав общины на переделы земли и закрепление наделов за крестьянами. Также был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивший залог и продажу крестьянских земель, что закрепляло малоземелье крестьян. Государство также сдерживало переселение крестьян в районы нового освоения ради поддержания интересов помещиков и поддержания принципа патриархальности.

Административные реформы. 1889 г. - закон о земских участковых начальниках. В 40 губерниях создавалось более 2000 участков с чиновниками, контролировавшими деятельность земств. Начальники назначались обычно из дворян. 1890 г. - “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. В нем усиливались элементы сословности. Привилегированное положение для дворян, имущественный ценз для них снижался, крестьянская курия практически лишалась самостоятельности, так как все кандидатуры проходили утверждение у губернатора. Правительство также решило ограничить влияние городских владельцев в органах самоуправления. 1892 - царизм создал новое городовое положение. Все преобразования сводились к ограничениям: уменьшалось число избирателей, официально закреплялась практика вмешательства администрации в дела самоуправления.

Для периода правления Александра 3 также характерно усиление полицейского режима. 1881 г. - закон “Положение о мерах к охранению государственного порядка и общечеловеческого спокойствия”. Он принимался как чрезвычайная мера сроком на 3 года, но впоследствии всякий раз возобновлялся вплоть до 1917. Основной метод в борьбе за спокойствие был неусыпный полицейский надзор. В том же году было введено положение, по которому ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам, а с 1887 министр юстиции имел право закрывать двери заседаний любого суда. 1882 - “Временные правила” о печати, которые усиливали репрессивные меры против печати. Были закрыты многие прогрессивные печатные издания.

  • 1884 - новый университетский устав. Была фактически уничтожена автономия университетов, ученые советы и факультеты были сильно урезаны в правах. Был уничтожен университетский суд, повышена плата за обучение.
  • 1887 - был издан циркуляр, именуемый циркуляром “о кухаркиных детях”, по которому ограничивалось поступление непривилегированных детей в гимназии. Одновременно усилилось влияние церкви на начальную школу.

Экономическая политика. Бурное экономическое развитие 70-х годов сменилось резким замедлением темпов роста в 80-х г. Причины: Русско-турецкая война 1877-1878, угнетенное состояние крестьянства, нерациональное налогообложение, малая покупательная способность простых людей, неблагоприятное состояние мирового рынка, особенно понижение цен на зерно.

В 80-х - начале 90-х годов правительство придерживалось ориентации на ускорение экономического развития. 1881 - был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и сложении недоимок по этим платежам за предыдущие годы. С 1886 - все бывшие государственные крестьяне переводились на выкуп. 1884 - 1887 - процесс отмены подушной подати. Это создало возможность для развития других форм налогообложения: вводятся и увеличиваются акцизные сборы на спирт, табак, сахар, нефть. Облагаются новыми налогами городская недвижимость, торговля, промыслы и тд. Повышаются торговые пошлины.

В условиях спада революционной активности правительство сокращает численность армии.

1885 - учрежден Дворянский банк для предоставления кредита под залог родовых имений. 1882 - учрежден Крестьянский банк. Срок ссуды был меньше и соответственно процент был выше. К тому же ссуду могли получить только зажиточные крестьяне. Таким образом, прослеживается дворянская направленность и в экономической сфере.

1. Какая система центральных органов власти была введена при Александре I?

Возглавлял всю систему власти император. С 1801 Непременный Совет, из 12 членов-сов. орган при императоре. В 1810 вместо него создан ГосСовет-законосовещательный орган при императоре. Он разрабатывал проекты законов, кот. утверждал царь. Члены Совета назначались императором. он был председателем Совета. Сенат стал высшим судебным органом гос-ва. В 1802 вместо коллегий создаются министерства. Они обладали большей оперативностью в делах управления. В них усиливается персональная ответственность. Кабинет министров - высшее административное учреждение. В 1812 создается Комитет министров. В него входили министры, председатель департаментов ГосСовета и Гос.секретарь.

2. Каковы значение и последствия Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии?

Во-первых, повысился авторитет России после победы над Наполеоном. Во-вторых, победа в Отечественной войне оказала огромное воздействие и на жизнь внутри страны: на все стороны политической, социальной и культурной жизни, способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой мысли в России. Декабристы считали себя детьми Отечественной войны.

После победы над Францией в Европе был создан Священный союз. Целью было сохранение установленной системы границ, укрепление прежних феодальных династий, подавление революционных и национально-освободительных движений.

3. Дайте характеристику царствования Николая 1. (апогей самодержавия)

Николай 1 был напуган восстанием 1825 года, с которого началось его правление, поэтому все годы его правления были годами реакции на произошедшее. Правление Николая 1 иногда называют “железной зимой”. Правительство боролось с оппозицией. Николай 1 стремился создать себе поддержку в лице бюрократии и желал ограничить дворянские привилегии.

  • 4. В чем суть земского и городского самоуправления, установленного по реформе 1860-70-х годов 19 в.
  • 1864 г.- земская реформа. Земские учреждения состояли из распорядительных органов - уездных и губернских собраний и исполнительных - уездных и земских управ. Члены земских собраний - гласные - избирались на трех избирательных съездах: землевладельцев, городских избирателей и выборных крестьян. В первых двух куриях выборы были прямыми на основании имущественного ценза. В третьей курии выборы были многостепенными и включали не только крестьян, но также тех, кто не подходил по имущественному цензу к первым двум куриям.

Деятельность земств распространялась на хозяйственные и социальные вопросы местного значения. Политических функций земства были лишены. Материальной основой земств служили сборы с населения и торгово-промышленных учреждений.

Земскую реформу дополнило “Городское положение” 1870. В городах устанавливались органы самоуправления подобные земствам. Сословно-бюрократические органы управления заменялись новыми, основанными на принципе имущественного ценза.

5. Дайте характеристику охранительства.

Охранительство, или консерватизм. Это направление стало официальным с 1840-х годов и получило название теории официальной народности (самодержавие, православие, народность). Приверженцев этого течения объединяло убеждение в том, что дальнейшая европеизация русского народа разрушительна для России. Необходимо было сохранить в русском народе важнейшие национальные основы - православную веру, самобытные политическую и экономическую системы, не допустить революции.

Народники - Бакунин, Лавров, Ткачев. В основе их революционных исканий лежало убеждение, что вся интеллигенция виновата перед народом и должна уплатить свой долг. Народническая интеллигенция ощутила отрыв от народа и стремилась его сократить путем хождения в народ.

  • 1. Годы царст. А I и Н I. (1801-25), (1825-55)
  • 2. “Указ о вольных хлебопашцах” 20 февр. 1803 г.
  • 3. Годы царствования Александра II и Александра III. (1855-1881), (1881-1894)
  • 4. Годы Крымской (Восточной) войны - (1853-1856)
  • 5. Государственный банк в России был учрежден в 1860г., заменил убыточные Заемный и Коммерч. банки.
  • 6. Когда в России была отменена подушная подать? 1887 год

Персоналии

  • 1. Михаил Мих. Сперанский - ближайший советник Александра I; автор плана либер. преобразований; инициатор создания Государственного совета и его секретарь; автор 1-ого проекта введения в Р конституционной монархии. Создатель свода законов Р-й Империи, и свода действующих законов. Был приближен А I, но затем сослан, обвинен в предательстве. Сумел опять возвыситься и заработал титул графа.
  • 2. Систему серебряного монометаллизма ввел в России мин. финансов Евг. Францевич Канкрин (37-43 гг - фин. реформа).
  • 3 Золотой рубль в России ввел министр финансов Сер. Юр. Витте в 1897 г. (1892-03)
  • 4. Западники: Белинский, Герцен, Грановский; Аненков, Чаадаев, Чичерин, Огарев

Славянофилы: бр. Киреевские, бр. Аксаковы, Хомяков, Языков, Самарин. 40-ых гг. XIX в.

  • 5. Первые русские марксисты: Плеханов, Игнатов, Аксельрод, Засулич.
  • 6. Михаил Лорис-Меликов - граф,боевой генерал, предс. верховной распорядительной комиссии, в 1880-1881 - министр внутренних дел. Проводил политику жестоких подавлений революционных выступлений с привлечением на сторону власти либеральную общественность.

Термины

  • 1. Охранительство - официальная идеология самодержавия: - самодержавие - наиболее рациональная форма в России; - православие - ед. форма духовной жизни; -народность - народ и царь едины, все нас. страны едино.Уваров С.С. (мин.просв.)40-е гг. - Победоносцев, Леонтьев, Данилевский.
  • 2. Либерализм - буржуазное идеологическое и общественно -политическое движение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазных свобод капиталистического предпринимательства. - за бурж. демократию - полит. свободы 1)против революции как средства разрешения противоречий общества 2)общественный прогресс осуществляется путем непрерывного реформирования общества 3)за поиск компромиссов в обществе, за согласов. интересов различных классов и соц. групп
  • 3. Индивидуальный террор Тактика народовольцев, затем эсеров, предполагавшая убийство представителей высшей царской администрации и самого царя с целью дестабилизировать общество и вызвать народную революцию.
  • 4. Разночинцы - в конце XVIII - XIX веках межсословная категория населения, выходцы из разных сословий, юридически не оформленная категория населения, занимавшаяся в основном умственным трудом. Являлись носителями бурж.-дем. и рев.-дем. идеологий. Представители русского общества, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней соц. среды (мещанство, купечество, духовенство, крестьянство, мелкое чиновничество, обедневшее дворянство) В 40-50 годы они оказали значит. влияние на развитие общественной жизни. Это было началом формирования российской интеллигенции.

Чернышевский Н. П.; Добролюбов Н. А., Писарев Д.М., Белинский.

  • 5. Надельное землевладение - земли, которые получили крестьяне после отмены крепостного права в 1861, надельные земли могли передаваться по наследству, но не подлежали продаже.
  • 6. Бюрократия - буквально господство канцелярии: Система управления, осуществляемая с помощью особого аппарата, оторванного он народа и стоящего над ним, наделенного специфическими функциями и привилегиями.+Слой людей,

связанных с этой системой. Неподконтролен общ-ву, живет за его счет, коррупция - Вырос в 19 в. при Н1.

  • 7. Радикализм - идеологическое движение, которое предполагает коренные, решительные меры.
  • 8. Монометаллизм - ден. с-ма, при которой один металл выступает как всеобщий эквивалент и основа денежного обращения.

Я не боялся турецких пуль на фронте, и вот должен прятаться от революционеров в своей собственной стране...

Несмотря на разные точки зрения историков на правление императора Александра 3, ученые сходятся в одном – внутренняя политика Александра 3 была последовательной (этоже можно сказать и внешнеполитических событиях). В основе этой политики была идеология консерватизма. На этот выбор императора повлияло воспитание, окружение, а также судьба его отца-реформатора Александра 2, убитого террористами. Это отложило сильный след в его сознании и, придя к власти, Александр 3 делал все, чтобы укрепить власть и оказать максимальное давление на всех "недовольных". Во многом по этой причине часть внутренней политики Александра 3 вошла в историю под названием «контрреформы», поскольку были противоположностью либеральных реформ его отца, Александра 2. В статье описываются основные составляющие внутренней политики российского царя-миротворца Александра 3, который правил с 1881 по 1894.

Предпосылки и идеология правления

В 1881 году был убит отец Александра 3, император-реформатор Александр 2. Главной виной часть императорского окружения считало именно проведение либеральных реформ, которые распространили среди радикально настроенных кругов чувство вседозволенности. Именно поэтому Александр 3 начал свое правление с устранения от участия в управлении страной таких либералов как М.Лорис-Меликов и Д.Милютин. Главным советником Александра 3 стал известный консерватор К.Победоносцев. Именно его советы и наставления окончательно сформировали идейный фундамент взглядов нового императора на государственное правление. Можно выделяют следующие ключевые моменты, в которых видна вся внутренняя политика Александра 3:

  1. Укрепление самодержававия.Основа стабильности любого государства – это сильная и надежная власть, которая может гарантировать порядок;
  2. Пересмотр либеральных реформ. Свобода должна быть контролируемой, иначе оппозиционно настроенные круги могут начать насилие. Фактически часть свободы общества ограничивается для его же безопасности.
  3. Решение ключевых проблем аграриев и рабочих.Общество – это одна большая семья, которой нужен отец. Власть отца в стране представляет император, его мнение неоспоримо.
  4. Поддержка дворянства. Власть должна опираться на кого-то, кто эту васть будет защищать. Александр 3 сделал ставку на дворянство, которое вновь начало получать существенные привеллегии.

Основные принципы правления были сформулированы в Манифесте о незыблемости самодержавия, принятом 11 мая 1881 года. Таким образом, главной идей внутренней политики Александра 3 стала вера в то, что самодержавная власть может помочь нестабильному обществу обрести уверенность и почувствовать себя в безопасности.

Контрреформы

Часть внутренних преобразований в годы Александра 3 вошли в историю как Контрреформы. Они были направлены на преодоление негативных последствий либеральных реформ Александра 2. Большая часть контрреформ проходила в период с 1889 по 1892. Более подробно об этих преобразованиях Александра 3 читайте


Укрепление самодержавия


Политика по отношению к крестьянству и рабочим

В отношении крестьянства Александр 3 предпринял ряд нововведений, которые являлись либо дополнением к крестьянской реформе 1861 года, либо исправлением ее основных недостатков. Можно выделить такие основные мероприятия:

  • С 1883 по 1886 годы была ликвидирована подушная подать. Этот вид налогов был введен еще при Петре и являлся частью утверждения крепостнической системы.
  • В 1881 году обязал крестьян выкупить свои наделы. Фактически это было ликвидацией статуса временно обязанных, когда фактически свободные крестьяне продолжали отрабатывать панщину. На деле это нововведение так и не было реализовано до падения монархии в 1917 году.
  • В 1889 году Крестьянский земельный банк разрешал крестьянам брать земли в аренду.

Главным событием для крестьянства был указ 1893 года, который окончательно закрепил общину как основной экономический и социальный элемент села. По этому закону было запрещено продавать или сдавать в залог надел земли. С помощью этого император пытался обезопасить крестьянство от разорения и превращения в нищий пролетариат. Кроме того, передел общинной земли можно было проводить не чаще, чем раз в 12 лет. Именно в крестьянской общине император видел основу стабильности и порядка в селе. Таким образом, политика Александра 3 по отношению к крестьянству характеризуется с одной стороны защитой и опекой от новых экономических вызовов (например, рынок, конкуренция), но с другой стороны, эти законы поощряли пассивность крестьянства, не стимулировали инициативу в селе.

Укрепление позиций дворянства


Национальная и конфессиональная политика

Александр 3 понимал, что для империи частичная опасность исходит от некоторых наций, в первую очередь поляков. Началась политика введения русского языка в польских гимназиях и школах. Учителя из центральных регионов империи получали надбавку к зарплате в случае, если соглашались ехать преподавать в западные регионы. Такая же политика была по отношению и к другим языкам. В этом плане Александр 3 полностью продолжал политику своего предшественника. Такую политику Александр 3 считал основой безопасности империи.

Кстати, в 1883 году был принят закон, который спустя несколько столетий признавал за старообрядцами легальный статус.

Экономические нововведения

Во-первых, Александр 3 не только ликвидировал старые налоги, но и утверждал новые:

  • в 1894 году впервые был введен квартирный налог. Его собирали со всех собственников жилья. Города были разделены на 5 классов, отсюда и сумма предполагаемой платы.
  • Началось усиление косвенного налога – это надбавка к стоимости товара или к отдельному тарифу.

Кроме того, в 1891 году был принят новый тариф на таможенные пошлины. Его историки называют одним из самых высоких за последние 50 лет. Однако несмотря на это, казна пополнилась новыми средствами, что стало основой для дальней промышленной модернизации, а также укрепления военной мощи страны.

Кстати, именно в период Александра 3 начал свою карьеру знаменитый министр финансов, а позже председатель совета министров, граф С.Витте.

Таким образом, внутренняя политика Александра 3 характеризуется консерватизмом, который был направлен на усиление стабильности и безопасности страны.